Методы типа "сценариев"
Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен.
Как правило, па практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.
Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом, собственно, и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых сведений от предприятий и организаций, необходимых консультаций.
На практике по типу "сценариев" разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, которые разрабатывались в период реформ 70-х гг. XX в. специальными комиссиями при АН СССР, Госплане СССР и Госкомитете по науке и технике при Совете Министров СССР.
Роль специалистов по системному анализу при подготовке сценария — помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности развития системы; проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формулирование целей; провести анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; создать вспомогательные информационные фонды, способствующие решению соответствующей проблемы.
В последнее время понятие сценария расширяется в направлении как областей применения, так и форм представления и методов их разработки: в сценарий вводятся количественные параметры и устанавливаются их взаимозависимости, предлагаются методики подготовки сценария с использованием ЭВМ, методики целевого управления подготовкой сценария.
Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, которые не удается сразу отобразить формальной моделью. Однако сценарий -это все же текст со всеми вытекающими последствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), обусловливающими возможность неоднозначного его толкования. Поэтому его следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.
Методы групповых дискуссий, или дискуссионные методы. Эта разновидность методов выработки коллективных решений применяется при принятии управленческих решений.
Методы групповых дискуссий являются средством приобщения руководителей к выработке коллективного стиля руководства, повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Ситуация групповой дискуссии стимулирует ассоциативное мышление. Этому благоприятствует эмоциональная атмосфера интеллектуального соперничества, складывающегося в ходе дискуссии.
Краткая характеристика основных методов групповых дискуссий приведена в табл. 5.11.
Таблица 5.1. Методы групповых дискуссий
Метод |
Краткая характеристика |
Метод анализа конкретных ситуаций (АКС). Разработан в 20-х гг. XX в. в Гарвардской школе бизнеса |
Проходит в несколько этапов. 1. Введение в изучаемую ситуацию и стоящую за ней проблему. 2. Постановка задачи — разбиение на группы, получение описания ситуации, время работы и т.д. 3. Групповая работа над поиском вариантов решения. 4. Групповая дискуссия, проводимая в форме поочередного выступления членов группы с обоснованием предлагаемого варианта решения и последующей общей дискуссии с обсуждением точек зрения и решений, оценкой результатов анализа и выбора наилучшего решения в данной ситуации |
Балинтова сессия |
Метод основан на принципе изложения своей проблемы другим и коллективном ее обсуждении. Главная цель — помочь человеку глубже вникнуть в проблему. Сессия балинтовой группы проводится следующим образом. 1. Каждый из участников в порядке очереди докладывает свою проблему. 2. Выбирается проблема для обсуждения. 3. Поочередно задаются вопросы. 4. Вносятся предложения, рекомендации. 5. Делаются обобщения и выводы |
Метод "635" |
Этот метод объединяет идеи мозговой атаки и сценариев. Проводится в форме двух основных этапов. 1. Каждый из шести членов группы записывает основные идеи для решения поставленной проблемы. Для этой цели, а также в целях предупреждения пространственного описания идей разработан бланк. 2. Основные идеи (6x3= 18) ПО очереди поступают к членам коллектива, каждый из которых дополняет их еще тремя мыслями, касающимися решения поставленной проблемы. 11осле прохождения всех этих шести участков бланк содержит 108 идей. Условием применения метода является то, что обмен информацией между членами группы разрешается только в письменном виде, что способствует большей обоснованности и четкости идей, чем устные высказывания |
Метол "мета-план" |
Соединяет в себе преимущества метода мозговой атаки, а также положительные черты визуального наблюдения. Шаги реализации метода следующие. 1. Дается поручение группе выявить проблему, составить каргу потерь. Члены группы, отвечая на вопросы: "В чем состоят потери?", "Что собой представляют мобилизуемые резервы?", заполняют разноцветные карточки. Карточки с ответами поступают на обобщенное табло, размер которого составляет примерно 1,6x4 м. На нем свободно размещаются 6—7 карточек каждого из 15 человек группы, т.е. всего 100—120 ответов, что обеспечивает хороший их обзор. 2. Карточки с ответами систематизируются в "банк" информации |
Метод "за — против" |
При подготовке метода голосования группа определяет варианты решения проблемы и представляет их в схематичном виде так, чтобы основные характеристики могли наблюдаться всеми членами группы одновременно. Из множества вариантов выбираются необходимые варианты на заседании жюри путем балльной оценки вариантов каждым членом жюри. К каждому обсуждаемому варианту необходимо прикрепить но два представителя концепции "за" (т.е. "защитников", положительно характеризующих вариант) и концепции "против" (т.е. отвергающих вариант) |
Метод Дельбека |
Включает следующие этапы: • определение проблемы; • выявление факторов, способствующих и препятствующих достижению цели, взаимосвязи между ними; при этом члены экспертной группы предлагают факторы в письменном виде; • разработка вариантов решения проблемы, выбор наилучшего варианта |
Метод ролей |
Может быть использован: • для сбора данных, доказывающих правильность выбранной концепции; • для предварительного ознакомления с контраргументами, которые могут возникнуть в процессе утверждения конкретного варианта решения проблемы и которые необходимо опровергнуть; • для использования перечисленных выше данных и аргументов в целях совершенствования избранной концепции |
Блочные методы |
Вариантами данных методов являются метод блока дискуссий и метод блока вопросов. Первый из них реализуется в форме дискуссии между 2—6 участниками перед аудиторией из 20—25 человек (которые должны быть активизированы в результате споров) об определенной проблеме. Причем не выдвигается в качестве обязательного условия однозначное определение проблемы. Выступающие выражают свои мнения в сжатой форме и быстро; дополняются предложения. Впоследствии подключается к дискуссии и вся аудитория. Второй — методически похож на первый. Опрашиваемые обсуждают поставленный вопрос в присутствии группы, определяют список, очередность возможных ответов. По завершении дискуссии группа оценивает важность (реальность, актуальность) заданных вопросов и поступивших ответов при помощи матрицы предпочтений |
Дискуссия с разделением интеллектуальных функций |
Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников. I руина "генераторов" проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы. Группа "эрудитов" развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники. Группа "экспертов" подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку "эрудитам" и "генераторам". В задачу "рабочей группы" входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации |