Методы таможенного права

Академик С. С. Алексеев считает, что главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима (метода регулирования), который во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение – это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, заключающийся в предоставлении субъекту свободы выбора варианта поведения в очерченных законом рамках, стимулирующий его правовую активность.

В современных условиях без дозволений не обходится пи одна отрасль права. Рассматриваемый способ регулирования получил самое широкое применение в традиционных частноправовых отраслях (например, в гражданском, семейном праве), в то же время он активно используется и в публичных сферах (например, в уголовном, административном, таможенном праве).

Дозволение – это не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности субъекта выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес и свою волю.

Дозволения приобретают юридический характер и становятся юридическими дозволениями тогда, когда они выражены в действующем праве – в особых управомочивающих нормах или же в комплексе юридических норм. С юридической стороны они представляют собой, главным образом, субъективные права на собственное активное поведение.

Диапазон границ, очерченных дозволениями в таможенном праве, довольно велик – от предоставления возможности пассажирам проходить процедуру таможенного контроля по их выбору либо через "зеленый", либо через "красный" коридоры (через "красный" коридор проходят те пассажиры, которые декларируют товары в письменной форме, а через "зеленый" – те, чьи товары не подлежат декларированию), до выбора и изменения таможенной процедуры (ст. 203 ТК ТС).

Обязывание – это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, который с юридической стороны выражается в возложении на лиц юридических обязанностей построить свое поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах. Предусматриваемые обязанности имеют активное ОГЛАВЛЕНИЕ – предполагают совершение действий известного рода.

Для позитивных обязываний характерно своего рода новое обременение: лицам предписывается совершить то, чего они, при отсутствии обязывания могли бы нс совершать или совершать каким-либо иным образом, помимо предписанного.

Юридический облик позитивных обязываний в таможенном праве весьма прост: они опосредствуются относительными правоотношениями, в которых одна сторона обременена юридической обязанностью совершать активные действия, другая же обладает лишь правом требования, а в случае неисполнения – притязанием, призванным обеспечить реальное исполнение юридической обязанности.

Рассмотрим несколько примеров. Для того чтобы юридическое лицо могло претендовать на включение в реестр таможенных перевозчиков, на него возлагается ряд обязанностей в соответствии со ст. 19 ТК ТС. Такое лицо должно: осуществлять деятельность по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения в таможенный орган; предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения; иметь в наличии разрешительный документ на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза; иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемые для перевозки товаров транспортные средства, в том числе транспортные средства, пригодные для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями и др. В ст. 21 ТК ТС перечисляются обязанности самого таможенного перевозчика. Он должен, в частности, соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и т.д.

Можно сказать, что по сравнению с дозволениями и запретами, обязывание как способ правового регулирования имеет в таможенном праве самое широкое распространение.

Запрет – это способ правового регулирования, выражающийся в установлении юридических обязанностей пассивного содержания, т.е. обязанностей воздерживаться от совершения действий известного рода.

Запреты юридически опосредованны в запрещающих нормах, их реализация (соблюдение) в основном гарантируется при помощи закрепления норм юридической ответственности (уголовной, административной, гражданской).

Так, уголовным правом устанавливается целый ряд запретов на совершение следующих противоправных действий в сфере таможенной деятельности: контрабанда (ст. 226.1, 229.1 УК РФ), незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Итак, дозволение, обязывание и запрет – три базовых основания, на которых выстраивается регулятивная мощь таможенного права. Однако при анализе "расстановки сил" внутри означенной "триады", нельзя не заметить, что приоритет принадлежит, прежде всего, запретам и обязыванию. Вместе с тем в современном таможенном праве все более значимую роль стали играть дозволения. Выражаясь афористически, таможенное право мало-помалу вступает в "эру дозволений".

Прежняя командно-административная система в условиях стремительно развивающихся рыночных отношений оказалась малоэффективной. Назрела необходимость кардинальных перемен, глобальной перестройки всего регулятивного механизма. Только принципиальная смена курса с запретительного на общедозволительный может помочь России адаптироваться к общемировым тенденциям и процессам, дать новый импульс развитию страны.

Дозволение – "визитная карточка" механизма правового регулирования России XXI в., определяющее правовое средство, призванное обеспечить социальную свободу и активность граждан, реальное осуществление прав человека, действительную демократию, творчество и созидательную деятельность людей. Ведущее положение дозволений в системе воздействия на общественные отношения – это не чья-то прихоть, не решение "сверху". Таков закономерный итог эволюции социума. Дозволения сегодня прочно обосновались в политике, экономике, праве.

Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью не только на высшем внутригосударственном уровне (в Конституции РФ), но и в международных масштабах. Современному праву присущ человекоцентристский подход, базирующийся на предоставлении индивидам и их объединениям широчайшего спектра возможностей для удовлетворения своих интересов.