Методы стимулирования
В Древней Греции стимулом называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах?! Одни стимулы он черпает из внутренних источников, находит их внутри себя, благодаря тому, что он существо, наделенное разумом. Другие стимулы создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.
С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика прошлого века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования – соревнование. В последние десятилетия благодаря научным исследованиям к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека добавился еще один – субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительной чертой нынешних подрастающих поколений являются ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни и вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Что мне даст воспитание, зачем оно нужно, когда понадобится, выгодно ли и насколько выгодно быть воспитанным? – вот вопросы, которые задают себе и друг другу ребята уже в средних классах, и в зависимости от ответов па них строят свое отношение к воспитанию. Учитывая эти утилитарно-прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические системы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие отношения партнеров – воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.
Выражением положительной оценки действий воспитанников можно назвать поощрение. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций, поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.
Наиболее известный среди древнейших методов воспитания – наказание. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и относительно специальных вопросов методики: кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, судя по тому, что ныне их взгляды резко полярные – от существенного ужесточения наказаний до полной их отмены. Некоторые педагоги предлагают считать интенсивность наказания критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем ее жизнестойкости.
ОГЛАВЛЕНИЕм наказания в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие, не лишенные смысла аргументы, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Даже такой известный педагог прошлого века, как Н. И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям, выдвигал в целях "воспитания законности" систему физических наказаний, в том числе и порку, за что был подвергнут уничтожающей критике Н. А. Добролюбовым (см. его статьи "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами" и "От дождя да в воду").
До мельчайших подробностей была продумана система наказаний в старой прусской школе. Для нее характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин, побудивших его совершить тот или иной проступок, обстоятельств, в которых он совершен. Мера воздействия применялась здесь по жесткой и прямолинейный формуле "проступок – наказание" в соответствии с установленной "шкалой наказаний", где были расписаны всевозможные нарушения и указана "цена расплаты" за них. Муштра, тем не менее, давала известные результаты: ни одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, оно рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов во внутренние. Известны виды наказания, связанные:
а) с наложением дополнительных обязанностей;
б) лишением или ограничением определенных прав;
в) выражением морального порицания, осуждения.
В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Внутри этих общих форм существует большое разнообразие конкретных форм наказаний, однако их, в свою очередь, тоже можно подразделить на группы:
• наказания, осуществляемые по логике естественных последствий;
• традиционные наказания;
• наказания-экспромты.
Эффективность метода наказания определяется следующими педагогическими условиями.
1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от класса (коллектива) или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и ближайшие товарищи, друзья, поэтому надо опираться па общественное мнение.
2. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных классах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но это вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.
3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказание налагается не по личной неприязни, а в связи с педагогической необходимостью. Формула "проступок – наказание" должна соблюдаться неукоснительно.
6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, двигаться к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
7. Основа для применения наказания – конфликтная ситуация. Однако не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и потому далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. В вопросе о наказании не существует каких-либо общих рецептов, поскольку каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть весьма различным – от самого легкого до самого сурового.
8. Наказание – сильнодействующий метод: ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Нельзя торопиться с наказанием до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
9. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Нс следует становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Если педагог принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если педагог отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то он видит лишь проступок, но не ученика, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, и тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.
11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не поможешь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Неудивительно, что школьное воспитание приобретает все более утилитарный характер и подчинено, по сути, одной главной цели – найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию. Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они прежде всего подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. На конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необразованные люди имеют немного шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей инекаждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.
Различают следующие конкретные модификации субъективно-прагматического метода:
1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;
2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитанниками, воспитателями и родителями;
3) дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности; так называемые группы риска из школьников, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа;
4) мониторинг, т.е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять сценарии судьбы при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности;
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, наложенные на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы;
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания – денежные компенсации неправильного поведения, лишение нрав и свобод, привилегий и т.д.
Субъективно-прагматический метод воспитания все шире распространяется в современной школе. В связи с развитием рыночных отношений сегодня и школьники, и родители, и воспитатели понимают, что готовиться к жизни нужно всерьез и основательно. Следовательно, необходимо внедрять соответствующие изменениям ситуации методы. Происходит долгожданное сближение школы с жизнью, воспитанность становится ценностью, приобретает вполне реальную рыночную стоимость.
Самовоспитание. Воспитание как внешнее давление невозможно без самовоспитания – силы, которая идет навстречу внешним требованиям изнутри. В самовоспитании используются все рассмотренные выше методы, но выбирает их и направляет на свое совершенствование сам воспитанник. Так методы воспитания превращаются в методы самовоспитания. Логика выбора и применения методов самовоспитания хорошо аргументируется древним афоризмом: "Вначале поступок, затем – привычка, потом – характер, наконец – судьба". Эту вечную зависимость необходимо во всей полноте раскрыть перед воспитанниками, и тогда они хорошо поймут, что самовоспитание движется:
• пониманием ("для чего это мне?");
• самовнушением ("ты можешь!");
• упражнениями ("все предолею!");
• санкциями ("никаких поблажек!");
• успехом ("я смог это сделать!").
Методы формирования сознания помогают школьнику понять свои скрытые желания, уразуметь, чего он действительно хочет, и ответить на главный вопрос: как можно достичь желаемого? Без осознания, выведения скрытых внутренних побуждений на поверхность сознания они не могут быть актуализированы и оказаться действенным мотивом для перестройки поведения. Воспитатель организует и проводит беседы, в которых необходимость совершенствования себя, улучшения своих качеств становится очевидной и понятной каждому ученику. Для этого используются примеры, которых и в литературе, и в жизни предстаточно. Например, можно рассказать, как преодолел свое косноязычие древнеримский оратор Демосфен, как стал физически здоровым и всесторонне развитым хилый от рождения Александр Суворов, как преодолел свои несчастья Алексей Маресьев, как возвратились к полноценной жизни тысячи сверстников – молодых людей, к которым жизнь не проявила особой щедрости. Сильное переживание обычно становится толчком для запуска самовоспитания. Дальше все должно быть сделано для того, чтобы процесс не остановился, вошел в привычку. Тут помогает самовнушение: ты можешь! ты добъешься! Педагог обращает внимание воспитанника на то, что самовоспитание – очень трудное дело: здесь нужны воля, умение предолевать себя, особенно вначале. Подсказывает, как дисциплинировать себя, применять к самому себе систему санкций – самонаказаний, штрафов и т.д. Успех самовоспитания способен определить дальнейшую жизнь.
Очень важна самооценка: если молодой человек увидел и доказал самому себе, что смог преодолеть значительные трудности, то по жизни он идет как хозяин своей судьбы.
Всеобщий метод самовоспитания – упражнения. Выполняя их во все возрастающем объеме, школьник может достичь значительного развития многих физических, поведенческих качеств. Иногда молодые люди слишком увлекаются нарастающими упражнениями, особенно когда налицо быстрый рост качества (например, объема мышц). Тогда следует призвать их к умеренности, переключить внимание на развитие внутренней красоты – нравственности, моральной воспитанности. Однако, к сожалению, чаще всего объектом самовоспитания становится собственное тело, реже здоровье и совсем редко – поведение, нравственность, отношение к другим людям. Исследования подтвердили, что возникновение процессов самовоспитания у молодых людей в возрасте от 11 до 19 лет прямо связано с тем, насколько они удовлетворены своей наружностью. Внутренняя красота их не волнует. Это должен хорошо понимать воспитатель, ведь у него остается единственный способ: направлять успех воспитанника в совершенствовании внешнего облика на совершенствование своего внутреннего мира – души и нравственности.
Бывает, что молодой человек уходит в иллюзию, отказывается от осознания своих качеств, малодушничает, не желает критически взглянуть на себя, не хочет смотреть правде в глаза. В результате у него создается впечатление, что в его неудачах виноваты все вокруг, но только не он сам. В такой ситуации воспитатель должен сначала поставить правильный диагноз, а потом подобрать эффективные методы педагогической помощи.