Методы и средства квалиметрии
Методы определения численных значений показателей качества продукции классифицируются следующим образом (см. рис. 2.2):
1) по способам получения информации (инструментальный, расчетный, органолептический, регистрационный);
2) по источникам получения информации (традиционный, экспертный, социологический).
Инструментальный (измерительный) метод определения показателей качества продукции основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений. Этим методом определяется большинство показателей качества (например, скорость транспортных средств, масса изделия и т.д.).
Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей для определения численных показателей качества изделий. Обычно исполь
Рис. 2.2. Методы определения численных значений показателей качества
зуется для определения надежности, производительности, трудоемкости и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятия от органов чувств человека (эксперта): зрения, слуха, обоняния и др. Численные значения показателей при этом методе выражаются в баллах. Используется для определения эргономических и эстетических показателей качества.
Пример использования органолептического метода при идентификации апельсинового сока
Апельсиновый сок во многих странах мира, в том числе и в России, занимает первое место по потреблению среди других видов соков. Соответственно, этот сок часто фальсифицируется. "Классическая" фальсификация - полная или частичная замена апельсинового сока промывным экстрактом пульпы, т.е. растительных остатков плода апельсина ("pulp wash" или "W.E.S.O.S"), который имеет схожие с апельсиновым соком органолептические характеристики.
Идентификация в данном случае должна быть полной. Проведение данной идентификации осуществляется органолептическими методами квалиметрии на основе определенных показателей. В России система таких показателей закреплена в Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и включает следующие группы:
1) показатели, устанавливающие "граничные значения" (например, ОГЛАВЛЕНИЕ аскорбиновой кислоты в апельсиновом соке - не менее 200 мл/л);
2) "ориентировочные" показатели, включающие возможный интервал (например, ОГЛАВЛЕНИЕ сахарозы в апельсиновом соке 10-50 г/л);
3) расчетные показатели, характеризующие соотношение и взаимосвязь между отдельными соединениями, входящими в состав сока. Например, соотношение глюкозы и фруктозы, доли сахарозы в общем содержании сахара.
Пример использования инструментального (измерительного) и органолептического методов при оценке качества вина
Специалисты ГУП г. Москвы "Московское качество" провели мониторинг рынка импортных вин стоимостью от 77 до 342 руб., которые продаются в 16 крупнейших сетевых магазинах столицы.
Экспертиза проводилась по следующим показателям: органолептические (вкус и аромат) и физико-химические свойства, массовая концентрация приведенного экстракта, массовая концентрация сорбиновой кислоты, наличие ароматизатора и наличие дибутилфталата, а также соответствие информации на упаковке требованиям ГОСТа Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
В магазинах обнаружили 77 марок вина низкого ценового сегмента, разлитых в бутылки объемом 0,75-1,0 л и тетрапаки объемом 1,0-2,0 л. Для экспертизы были отобраны 18 образцов по странам происхождения: Италия, Болгария, Испания, Франция, Венгрия, Германия, Македония, Аргентина и Чили. Эксперты подтвердили, что подавляющая часть продукции (10 образцов из 18) не соответствует нормативной документации.
Регистрационный метод основан на использовании информации, полученной путем регистрации и подсчета определенных событий, предметов и т.д. Этим методом определяются, например, показатели долговечности, безотказности.
Традиционный метод предполагает получение информации о количественной оценке показателей качества из традиционных источников информации на предприятии (в организации): лабораторий, ОТК и т.н.
Экспертный метод предполагает использование экспертных оценок при определении значений показателей качества. Метод основан на применении опыта и интуиции специалистов-экспертов и обобщении их мнения. Применяется в случаях, когда те или иные показатели качества не могут быть определены другими, более объективными методами.
Социологический (маркетинговый) метод основывается на сборе и анализе мнений реальных и/или потенциальных потребителей.