Методы сравнения и трансляции семантических описаний при обучении

Предлагаемые методы сравнения и трансляции семантических описаний при обучении не являются самостоятельными методами обучения, а могут быть использованы лишь как дополнительные, помогающие в совокупности с другими методами.

Суть метода', зафиксированная с помощью методик психосемантики и субъективной семантики информация, выявляющая специфику профессиональных описаний опытных сотрудников, отличается от специфики описаний, сделанных новичками, и должна быть транслировала последним[1].

Чаще всего для описания инструментов, ситуаций, проблем, отношений и пр. используются их семантические оценки, полученные с помощью денотативных и коннотативных СД и метода направленных ассоциаций. Специфические профессиональные описания могут быть включены в учебный материал или использованы как компоненты ориентировочной основы действия (деятельности) (ООД), для направления внимания обучаемых на те характеристики инструмента (ситуации, процесса, деятельности), которые выделены профессионалами, но не отмечены в описаниях новичков. Кроме того, семантические описания изучаемых состояний могут быть транслированы оптантам, осваивающим основы техник саморегуляции, влияния, различных психических и психологических состояний. Такой же метод применим для сокращения "разрыва" в содержании учебной и трудовой деятельности, обусловленной деятельностной относительностью систем значений, которая, в свою очередь, предопределена разными способами освоения объектов и ситуаций в учебной и трудовой деятельности.

Практическое достоинство предлагаемого подхода состоит в том, что впервые от психолога, составляющего эту компоненту ООД, не требуется быть профессионально компетентным в осваиваемой обучаемыми области: необходимая для построения ООД информация содержится в результатах (различие описаний), полученных от обучаемых и от профессионалов.

Одной из основных трудностей, встающих на пути широкого практического применения теории планомерного формирования умственной деятельности, является необходимость наличия профессиональных (предметных, содержательных) знаний у психологов, занимающихся внедрением разработок теории планомерного формирования умственных действий (ТПФУД) в ту или иную область обучения.

Трудностью такого же порядка становится отсутствие у профессионалов-практиков (преиодавателей-предметников) необходимых для внедрения разработок ТПФ психологических знаний.

Именно в направлении "технологии" разработки ориентировочной основы профессионального умения мы и делаем шаг, опираясь на разработанную нами классификацию форм значений (см. подпараграф 2.1.4). Результаты наших экспериментальных исследований (Серкин, 1988) показывают, что человек, умеющий пользоваться инструментом, описывает его иначе, чем не умеющий. Другими словами – профессионал имеет совсем другой образ инструмента, чем новичок. Если описать это различие в терминах нашей работы, то можно сказать, что в описаниях профессионала появляются "сверхчувственные" (Леонтьев, 1983) характеристики (функциональные, нормативные и т.п.) инструмента, действия, деятельности.

С помощью разработанной методики и аналогичных ей это различие (разрыв) может быть легко зафиксировано. На уровне деятельности это фиксируется в различии описаний норм деятельности, профессиональной семантики, когнитивных стилей и т.п. На уровне действий это, прежде всего, совокупность предметных и нормативных описаний процесса (инструмента, ситуации и т.п.), выявленных в описаниях профессионалов, но отсутствующих в описаниях новичков. Возможно, что в качестве учебного материала для профессионального обучения могут накапливаться "банки" профессиональных семантических описаний.

Такая фиксация помогает частично преодолеть трудности анализа сложившихся видов деятельности, обусловленные свернутостью и сокращенностью их представленности в сознании профессионалов. При применении нашей методики от испытуемых требуется не специальное рефлексивное осознание своей деятельности, а доступное вербальное описание ее составляющих. В семантических описаниях транслируется не только хорошо осознаваемые и включаемые в образовательные тексты признаки и оценки, но и обычно не включаемые в образовательные тексты из-за трудностей осознания и вербализации параметры субъективного отношения (специфика мотивационного, целевого и операционального слоев деятельностной структуры образа мира). Различия в описаниях деятельности и ее составляющих, полученных от новичков и профессионалов, фиксирует затем обрабатывающий результаты психолог.