Методы системного анализа при решении проблем экономической безопасности личности

Практика управления убедительно свидетельствует о том, что даже простое осознание в ясной форме системных принципов, без развертывания их в теоретическую систему, позволяет чрезвычайно повысить эффективность деятельности управления.

В классическом понимании система рассматривается в качестве множества взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Для выявления и решения проблем экономической безопасности целесообразны создание и эксплуатация системы управления экономической безопасностью (СУЭБ), которая представляет собой совокупность согласованных методов и средств (механизмов) управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппаратом.

Эффективность действия такой системы обеспечивается "обратной связью", т.е. определенными механизмами, помогающими получить данные о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана в управлении.

В нашем случае СУЭБ рассматривается как открытая система, т.е. взаимодействующая с окружающей средой в каком-либо аспекте: информационном, энергетическом и т.п. Поведение открытой системы определяется ее начальным состоянием, изменением характеристик ее элементов или структуры, связей между ними, а также внешними управляющими возмущающими воздействиями.

СУЭБ представляет собой иерархическую структуру, разделенную на уровни: страна, регион, предприятие, личность.

В функциональном отношении СУЭБ – это система управления любого уровня; она включает в качестве составных частей прогнозирование, экономический анализ, планирование, организацию, оперативное регулирование, учет, контроль. Для создания такой системы необходимо применение принципов системного исследования, с помощью которых выявляются характеристики элементов целостной системы.

Рассмотрим кратко принципы системного исследования.

1. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Отсюда вытекают два вывода: а) система понимается как нечто целостное лишь тогда, когда она в качестве системы противостоит своему окружению – среде; б) расчленение системы приводит к понятию элемента – единицы, свойства и функции которой определяются ее местом в рамках целого, т.е. свойства целого (всей системы) не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов, и наоборот. Здесь понятие "элемент" рассматривается только по отношению к данной системе и представляет собой минимальный (неделимый) компонент системы или же максимальный предел ее расчленения в рамках данной исследовательской задачи.

2. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие "связь". Но так как наличие связей не является специфическим признаком, характеризующим только системы, то применительно к системному исследованию сформулируем некоторые дополнительные условия, чтобы понятие связи выступало в качестве специфически системного. Таким условием является необходимость наличия в системе двух или более типов связей (например, пространственные, функциональные, генетические – в биологических организмах). Отметим, что в системах особое место занимают связи, которые называют системообразущими, например связи управления.

3. Исходя из установок предыдущего пункта, т.е. из совокупности связей и их типологической характеристики, приходим к понятиям структуры и организации системы. Через эти понятия обычно выражают определяемую устойчивыми связями упорядоченность системы, а иногда – и направленность этой упорядоченности.

4. Структура системы может характеризоваться: по горизонтали – связь по типу "хищник – жертва"; по вертикали – по типу "биологическая популяция" и "биологическая особь". Вертикальная структура приводит к понятиям уровней системы и иерархии этих уровней.

5. Специфическим способом регулирования многоуровневой иерархии является управление, т.е. разнообразные по формам и по "жесткости" способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы. Необходимо учитывать, что иерархичность – другими словами, строгая подчиненность построения – является специфическим признаком систем, поскольку связи управления можно рассматривать как одно из характерных выражений системообразующих связей.

6. Наличие управления делает необходимым постановку цели при исследовании некоторых систем, обладающих собственным органом управления.

7. Ввиду того что источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе, наиболее существенной чертой ряда системных объектов является их способность к самоорганизации.

8. В связи с наличием управления и целесообразным характером поведения систем во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития системы, поиска соответствующих механизмов и построения единой картины объекта, в которой был бы учтен как синхронный, так и диахронный его срез.

Системный подход первоначально возник в биологии и современной технике. По мере его развития возникали попытки распространить его идеи на ряд других областей знания, в том числе на решение проблем экономики.

Жизненная необходимость породила глубокое внедрение системного подхода в экономику. В частности, практика решения крупных комплексных проблем в сфере управления породила особую методологию, получившую название системного анализа. Исходной установкой системного анализа является стремление с максимальной полнотой учесть все входные и выходные характеристики объекта, т.е. рассмотреть объект как систему.

Учитывая сложность и масштабность проблем экономической безопасности, воспользуемся приемами имитационного моделирования в нашем исследовании и практическом его применении.

Модель – копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования.

Модель имитационная – в теории управления это модель, воспроизводящая поведение системы во времени, сохраняющая внутреннюю связь между элементами системы и отображающая зависимость выходов системы от входов. Имитационная модель дает возможность получить сведения о состоянии процессов в определенные моменты времени и оценить характеристики системы.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.

Для логического построения системы экономической безопасности на всех уровнях воспользуемся всеобщим законом равновесия – универсальным законом природы, который выражает степень соотношения противодействующих сил в данной системе и на этой основе предопределяет направление и сущность развития системы в пределах существующего соответствия.

Очевидно, что соотношение равновесности в системе может быть любым, но в идеале именно равновесным, т.е. когда противодействующие силы данной системы тождественно уравновешены.

Любая система характеризуется понятиями надежности и устойчивости (стабильности, долговечности и др.). Эти понятия фактически базируются на понятии равновесности системы.

Любая система стабильна, если она имеет необходимый баланс равнодействующих сил; жизнеспособна, если она имеет механизм постоянного обновления, адаптации и приведения системы к состоянию равновесности; долговечна (перспективна), если вектор (направление и сущность) ее развития соответствует интересам всей системы в целом (или большинству ее элементов).

Мировой исторический опыт свидетельствует, что отрицание закона равновесия, в частности в социально-экономическом развитии человечества, неизбежно дестабилизировало любую систему (политическую, экономическую, нравственную и любую другую).

Для того чтобы сохранить всеобщий закон равновесия, в соответствии с которым может нормально (т.е. без ущерба для здоровья, жизни, благосостояния, экономических интересов и т.п.) развиваться государство, регион, предприятие, человек и его семья, необходимо создать и сохранить соотношение равновесности в социально-экономической системе как на макро-, так и на микроуровне.

В данном учебнике приводятся примеры построения равновесных систем экономической безопасности на разных уровнях (табл. 6.3) – для уровня "Государство", по видам источников опасности социального происхождения.

Разработки последних лет по проблемам экономической безопасности представляют следующие направления по преодолению социальных внешних и внутренних угроз страны.