Методы сбора информации
Управление эдукационными процессами требует надежной исходной информации относительно их протекания. Если информация ненадежная или несвоевременная, то от ее использования нужно отказаться: в данном случае управление невозможно. Вот почему главное внимание следует уделить методам сбора информации. Несмотря на сложность педагогических явлений и процессов, необходимо использовать только объективные методы сбора информации.
Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин: достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы результаты существенно отличались между собой. Стохастический (неопределенный, неоднозначный) характер педагогических процессов вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации. Компенсировать переменчивость эдукационных процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом: многократно увеличивая число наблюдений. В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживаются за счет массовости. В общественных науках, к которым относится и педагогика, вводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются, уступая место спокойной массовидной тенденции.
Применяются как традиционные, так и новые методы сбора информации.
Традиционные методы достались современной педагогике от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Методы, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, применяются в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.
Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского по целому ряду признаков, в частности:
1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются;
4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, вместе с тем необходимо указать и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому оно чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторической связи воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности применения таких решений в новых исторических условиях, поэтому рассматриваемый метод нередко называют историческим. Он тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, который также называют архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней философии, письменности, культуры, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий – словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.
В современном несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В. Ф. Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые В. Ф. Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.
Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее будет проведен анализ опыта, тем больше ценных идей извлекут исследователи.
Анализ школьной документации, характеризующей учебно- воспитательный процесс, предполагает изучение таких источников информации, как классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных сведений, которые помогают устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Например, изучение документации дает ценные статистические донные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, качеством расписаний и работоспособностью учащихся и т.д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.
Изучение продуктов ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества – о многом скажет опытному исследователю, ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес предоставляют и так называемые продукты свободного времени, хобби-занятий. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. По, как и все другие методы, он требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.
Беседы также относятся к традиционным методам педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Во все времена исследователи, умело применяя целенаправленные беседы, получали такую информацию, какую никакими другим способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы – очень сложный и не всегда надежный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. Чтобы повысить надежность результатов беседы и спять неизбежный оттенок субъективизма, применяют специальные меры, к которым относятся:
1) наличие четкого, продуманного с учетом личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы,
2) обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях,
3) варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;
4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Словом, искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. С согласия собеседника ход беседы может записываться. Впрочем, современные технические средства позволяют делать это и незаметно для испытуемых, однако правдивости информации это способствует мало.
Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование – перенесена в педагогику из социологии. Интервьюирование используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Обычно оно предполагает публичное обсуждение, когда исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Однако даже загодя подготовленные ответы не всегда бывают правдивыми, поэтому, применяя интервьюирование, как и беседы, не следует забывать предостережение древних: язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать.
Процессы воспитания, образования, обучения имеют групповой (коллективный) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование).
Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их еще называют социологическими.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Данный метод основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности анкетирования, эти ожидания оправдываются примерно наполовину, что резко сужает диапазон применения метода и подрывает доверие к объективности полученных с его помощью результатов.
Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах учащихся – полный "ажур", а в реальной жизни – почти такой же полный провал), педагогическое анкетирование избавилось от иллюзий и многих недостатков. Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет:
• открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов;
• именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее;
• полные и урезанные;
• пропедевтические и контрольные и т.д.
Одна из разновидностей широко применяемых педагогами анкет – так называемая полярная анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:
Организованный |
54 3 2 1 |
Неорганизованный |
Трудолюбивый |
5 4 3 2 1 |
Ленивый |
Одаренный |
5 4 3 2 1 |
Малоспособный |
Количество баллов в таких анкетах может быть различным. Часто применяются 12-балльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака:
Минимальное (-6 -5 -4 -3 -2 -1) |
0 |
Максимальное (+1 +2 +3 +4 +5 +6) |
Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 – очень организован; 4 – организован; 3 – чаще организован, чем неорганизован; 2 – неорганизован; 1 – очень неорганизован.
Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить следующим образом: какой вопрос – такой и ответ. Например, задавая ученику прямой вопрос: "Сколько времени ты тратишь ежедневно на приготовление домашних заданий?" – составитель анкеты уже провоцирует определенный тин ответа. Кто из нерадивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей лени? Паши воспитанники прекрасно знают, какие ответы удовлетворят наставников, а потому анкетные опросы чаще дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую картину. Избавиться от указанного недостатка можно двумя способами: применением непрямых завуалированных вопросов, чтобы учащийся не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты, или предоставлением возможности ученикам давать расширенные ответы на общие вопросы. В первом случае анкета разрастается до необъятных размеров и мало кто хочет ее заполнять, а во втором – напоминает ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, и метод теряет одно из своих существенных преимуществ.
Кроме профессиональных исследователей анкетами часто и охотно пользуются учителя, классные руководители для изучения самых разнообразных вопросов. Но не стоит применять "самодельные", плохо разработанные анкеты, лучше отдать предпочтение профессионально составленным опросникам. Анкетирование нужно непременно сочетать с другими методами исследования.
Метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), который используется широко, позволяет анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: "С кем бы ты хотел ...?" (например, пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т.п.). На каждый вопрос дается три выбора: "Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе, потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, наконец, третью фамилию в соответствии с теми же условиями". В результате у одних членов коллектива получается наибольшее число выборов, у других – наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество – возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.
Количественные методы. Окружающий человека мир имеет две стороны – качественную и количественную. Качество – это совокупность свойств, указывающих, что собой представляет предмет, чем он является. Количество определяет размеры, величину этого качества. Традиционно качество раскрывается через описание признаков, а количество отождествляется с мерой, числом. Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное явление и в чем его специфика, а затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств; здесь ищут ответ на вопрос, сколько качества входит в установленную меру.
Освоение мира начиналось с качественного познания: человек без особых трудностей постигал качественное своеобразие вещей и успешно пользовался полученными знаниями. Но вскоре практика потребовала выявления у одинаковых в целом вещей различных свойств и сравнения разнокачественных величин по общему свойству. Так была осознана необходимость измерений и вычислений. Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны. Количество, оторванное от качества, равно как и качество, фетишизированное в ущерб количеству, являются односторонними характеристиками и дают о предмете искривленное, неполное представление. Вот почему так важно изучать не только качественные, но и количественные характеристики педагогических явлений.
До последнего времени педагогическая наука оставалась на качественном уровне. В ней хорошо просматривается эмпирическая часть, отражающая богатейший материал наблюдений и экспериментов; есть теоретические обобщения, завершающие систематизацию материала. Но пока нет третьей логической части, характеризующей развитую науку, – математической (структурной). Известно, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость.
На пути количественного исследования педагогических явлений стоит немало препятствий. Но, наверное, самое слабое среди них – традиции, сложившиеся в прошлом: педагоги, сформировавшиеся на описательной науке, противятся неизвестному количественному подходу. Среди гораздо более крупных камней преткновения – природа и характер педагогических явлений: они неметричны. Точнее, неметричными они нам кажутся, потому что у нас нет пока измерителей этих явлений. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности. Преодолевается это препятствие двумя способами: с одной стороны, попытками представить явления в таком упрощенном виде, который доступен для анализа традиционными математическими методами, с другой – разработкой и применением новых способов формализованного описания. Появившиеся новые методы сразу привлекают к себе пристальное внимание специалистов.
Различают два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: 1) обработка результатов наблюдений и экспериментов; 2) моделирование, диагностика, прогнозирование, компьютеризация учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко используются. Приоритет здесь принадлежит статистическому методу, в пределах которого массово применяются следующие конкретные методики.
1. Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников).
2. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.).
3. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность. Для измерительных шкал известно четыре основные градации: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.
Шкалы наименований – самые "слабые": числа и другие обозначения в них используются чисто символически и, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика – принадлежность'. принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам – список специальностей, перечисление характеристик обучаемых, наименования причин неуспеваемости и т.д.
Ранговые шкалы устанавливают порядок следования, отношения "больше – меньше", общую иерархию. Примером применения порядковых шкал служит ранжирование типа: "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т.д.
"Сильные" шкалы – интервальная и шкала отношений – обладают всеми положительными качествами "слабых". При этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров относятся к разряду "сильных".
Моделирование становится все более мощным преобразующим средством педагогических исследований. Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное его преимущество – целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа – расчленения целого на части, а синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяются целостные системы и исследуется их функционирование. В настоящем учебнике применен модельный подход, которым мы пользуемся буквально с первой страницы. Читатели, должно быть, уже убедились в его силе, общности и практической полезности.