Методы расчета показателей
Методы расчета показателей зависят от тина показателей. Существует несколько видов показателей:
• абсолютные (измеряются в натуральных или стоимостных единицах). Например, результаты, затраты, оборот. Эти показатели обладают недостаточной информативностью и требуют для сравнения каких-либо данных, например, о деятельности конкурентов или показателях прошлых периодов;
• относительные. Эти показатели используются в сравнении с другими, но и сами являются информативными. Относительные показатели — это коэффициенты — частичные величины по отношению к совокупной величине. Например, относительным показателем является доля идеально выполненных заказов (совершенный заказ):
• расчетные числа — это соотношения величин разных уровней. Например, результативность каждого сотрудника:
• индексные величины — это показатели изменений, происходящих с течением времени. С помощью индексов можно сравнивать между собой рост показателей (увеличение транспортных расходов с общим ростом логистических затрат или с общим повышением цен). Например, индекс роста закупочных затрат:
Выбор стандарта KPI
Выбрав показатели для оценки логистики, необходимо определить стандарты (целевые значения) для каждого показателя. "Показатели деятельности не интересуют нас сами по себе, а только служат инструментом, помогающим менеджерам принимать решения, касающиеся цепи поставок"[1]. Поэтому выбор стандарта зависит от целей управления.
Для определения целевых значений показателей могут быть использованы:
• текущие значения показателей или данные прошедших периодов;
• результаты бенчмаркинговых исследований (внутрифирменных и межфирменных);
• результаты опроса потребителей, сотрудников с применением метода экспертных оценок.
Вопросы практики
Международный совет по цепям поставок, рекомендовавший SCOR-модель, признанную на сегодняшний день в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании, контроллинге и в целом в управлении цепями поставок, предложил показатели функционирования первого уровня модели, т.е. измерители, обобщающие ряд логистических процессов. Эти показатели представлены в табл. 9.11.
Таблица 9.11. Параметры функционирования цепи поставок и показатели первого уровня SCOR -модели
Атрибут функционирования логистики |
Определение атрибутов функционирования |
KPI (основные) |
1.Надежиость доставки в цепи поставок |
Функционирование центра продаж при доставке: правильный продукт — в нужное место — в заданное время — в требуемом состоянии и упаковке — заданного качества и количества — с правильно оформленными документами |
Выполнение графиков доставки |
Коэффициент удовлетворенности клиентов |
||
Удовлетворение клиента с позиций "совершенного" заказа |
||
2. Быстрота реакции в цени поставок |
Скорость, с которой логистика доставляет товары потребителям |
Время исполнения заказа |
Длительность отдельных логистических циклов |
||
3. Производительность/ ресурсоотдача логистической инфраструктуры |
Способность элементов транспортной, складской и информационной инфраструктуры логистики обеспечивать потребности клиентов и конкурентные преимущества |
Производительность складского подъемно-транспортного и технологического оборудования |
Производительность транспортных средств |
||
Производительность/пропускная способность информационной системы |
||
4. Затраты в цепи поставок |
Затраты, связанные с логистическими операциями в цепи поставок |
Общие затраты в объеме продаж |
Общие затраты на управление цепью поставок |
||
Ресурсоотдача с позиции добавленной стоимости |
||
Затраты на управление возвратами/отходами |
||
5. Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок |
Эффективность логистики в управлении активами для удовлетворения спроса. Включает в себя управление основным (вложенным в логистическую инфраструктуру) и оборотным капиталом |
Время цикла оборота денежных средств |
Запасы в днях поставки |
||
Количество оборотов активов |
В целях позиционирования цени поставок в конкурентной бизнес-среде и осуществления стратегического контроллинга логистических бизнес-процессов БСОИ-комитетом Совета по цепям поставок для показателей, приведенных в табл. 9.10, была разработана стратегическая карта разрывов. Она представлена на рис. 9.4.
По результатам сравнения определяются разрывы КРІ, которые служат основой принятия стратегических решений по улучшению логистики в цепи поставок.