Лекция 2. Методы психологии
Ученый в своей работе создает средства двух видов: одни дают ему возможность предугадывать события - теоретические, другие помогают заметить это событие, когда оно происходит, - инструментальные. Они всегда взаимосвязаны и, как правило, имеют в своей основе одни и те же отправные точки. Без подобных исследовательских средств, как теоретических, так и инструментальных, ученый будет блуждать в потемках: он не будет знать, где искать и как искать.
Г. Келли
Значение методологии для науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Методология буквально означает науку о методе, но в широком смысле слова - методе познания и преобразования мира. Больший акцент обычно делается на методе познания, поскольку наука занята в первую очередь накоплением и систематизацией знаний о мире, а преобразование этого мира - задача прикладных и практических областей. Значение методологии для любой науки нельзя недооценивать.
Во-первых, методология обеспечивает четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) со стороны как содержания, так и формы. Иными словами, на основе определенных принципов и методологических норм удается грамотно сформулировать вопрос, требующий решения.
Например: "Возможно ли изменить личностные качества человека только методами убеждения?" Или: "Требуется ли повторяемость явлений психологических феноменов, чтобы утверждать их существование?" Скажем, с позиций материалистической методологии некорректно формулировать проблему так: "Какую часть души занимает Божественный Дух?" А с позиций идеалистической методологии нелепо ставить вопрос о материальности всего сущего.
Во-вторых, методология осуществляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Любое открытие, любые новые факты и полученные данные требуют своего объяснения и включения в систему уже известных знаний.
Например, открытие новых свойств элементарных частиц поставило проблему: либо пытаться объяснить их с позиций прежней методологии, либо пересмотреть некоторые принципы этой методологии. Примером из психологии может служить обнаружение паранормальных явлений, например, "чтение" мыслей собеседника, угадывание геометрических фигур, изображенных на листах, которые спрятаны в плотные закрытые конверты, и т.п. Относительно подобных явлений ученые высказываются совершенно по-разному. Можно попробовать рассматривать их как особое проявление уже известных феноменов и уникальное свойство, присущее редким индивидам, у которых особо низкий порог восприятия. Это позволяет оставаться в рамках прежней научной методологии. Можно просто игнорировать паранормальные явления и отрицать реальность их существования. Можно попытаться разработать новые методологические координаты, которые бы включали и объясняли такие явления наряду со всеми известными, но уже по-новому.
В-третьих, методология позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики. Ученые, стоящие на отличающихся методологических основаниях, видят дальнейшие перспективы различным образом. Поведенческие психологи предпочитают говорить о будущем психологии как экспериментальной науки, по своим методам и строгости все более приближающейся к естественным наукам, таким как физика и математика. Экзистенциальные психологи утверждают, что психология должна по своему духу становиться все более гуманитарной, пора вспомнить о своей прародительнице - философии. Поэтому сейчас все чаще звучат голоса о "рефилософизации" психологии. По-разному видятся и пути развития психологической практики - опять-таки в зависимости от исходных методологических оснований. Например, одни методологи видят школьного психолога в будущем как своего рода мессию, открывающего новые пути отечественной школы. Другие настаивают на сведении его деятельности к четко ограниченному функционалу. А третьи считают, что необходимости в подобной службе нет. От того, какая методологическая позиция восторжествует в научном мире, во многом будет зависеть и дальнейшее развитие теоретической и практической психологии.
В-четвертых, методология стимулирует процесс развития науки и практики. Устаревшие методологические принципы, которые не соответствуют новым научным данным, будут тормозить развитие науки. Поэтому происходит смена методологических подходов, так как формулирование новых норм и принципов позволяет как бы "раздвинуть шторы" для лучшего видения диапазона возможностей. Осознание новых перспектив, четкое понимание того, что уже известно, а что нет, в буквальном смысле "подталкивает" исследователей и практиков к деятельности.
В-пятых, методология дает определенные средства для решения поставленных задач. Психоаналитическая методология предлагает свои средства и для изучения психики, и для воздействия на нее - интерпретацию, анализ сновидений, архетипы коллективного бессознательного и т.п. Бихевиоральная методология разработала для практиков совершенно иные методы - негативное и позитивное подкрепление, систематическую десенсибилизацию, "якорение" и т.д. Фактически каждый методологический подход подразумевает использование особых специфических средств и методов.
В-шестых, методология позволяет описать и оценить саму деятельность исследователя или практика и выработать рекомендации и правила, т.е. те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности. Речь идет об анализе самой структуры деятельности, включающей мотивацию, цели, задачи, действия, средства и методы, оценку результатов. Обращение к этим вопросам способствует улучшению организационной стороны исследования каких-либо проблем или преобразования изучаемых объектов. Следовательно, методология помогает взглянуть не только на объект, но и на самого человека, изучающего или преобразующего этот объект, и на их взаимодействие. Это особенно важно для психологии, в которой "объект" сам является "субъектом". Ведь клиент (или испытуемый) тоже всегда оказывает влияние на психолога, и нужно с методологических позиций понять и объяснить все аспекты возникающего взаимодействия как двустороннего процесса.
Список функций методологии можно продолжить, но сказанного уже достаточно, чтобы понять ее важность.
Практик, не учитывающий роль методологии в собственной деятельности, просто слеп, не видит и не понимает того, что он сам делает, когда взаимодействует с клиентом. Он как корабль, не знающий, куда плыть, любой ветер для него - попутный. Отсутствие научной методологии толкает некоторых практических психологов к использованию в своей работе идей сайентологов, мунистов или сомнительные положения некоторых других, далеко не научных психологических направлений.