Методы психологии
"Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки" (С. Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического познания мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и свои методы достижения истинного знания. В психологии за всю историю ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.
Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень - это конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии - конкретные эмпирические методики, с помощью которых происходит сбор и обработка психологических данных.
Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод психологии заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ. Для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, но также их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованных экспериментальных условиях. В исследовательской практике используются следующие виды наблюдения:
- в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное - в этом случае исследователь выступает в качестве непосредственного участника процесса, за которым наблюдает, такой вид наблюдения дает целостное представление о ситуации; стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
- в зависимости от позиции наблюдателя: открытое, когда исследователь раскрывает наблюдаемым свою роль; недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов; скрытое, когда человек не знает о присутствии наблюдателя;
- в зависимости от характера контакта: непосредственное, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включены специальные средства, позволяющие получить более объективные результаты, например видео- или аудиозапись, "зеркало Гезелла", пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым;
- в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое, происходящее в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное, осуществляемое в искусственных, специально созданных условиях;
- в зависимости от целей: целенаправленное, систематическое и специально организованное; случайное, поисковое, не имеющее четко поставленных целей;
- в зависимости от временной организации наблюдения: сплошное, когда ход событий фиксируется постоянно, и выборочное, при котором исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
- в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме; свободное - не имеет заданной программы, четких параметров наблюдения.
Еще одним видом наблюдения, широко используемым в психологических исследованиях, является самонаблюдение, в процессе которого раскрываются переживания, чувства, мысли и образы самого исследователя.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, свои особенности, благодаря которым исследователь может получить наиболее полные и достоверные данные. В то же время в психологии организация процесса наблюдения представляет особую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Основная сложность наблюдения как научного метода - высокая степень субъективности в получении и интерпретации данных. Строгое следование фактам и их четкое фиксирование повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
Эксперимент является главным методом психологического исследования. С введением метода экспериментального исследования психология стала развиваться как самостоятельная наука. Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность преодоления субъективности в познании ее предмета. С. Л. Рубинштейн выделил четыре основные особенности экспериментального метода.
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.
3. В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.
4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий, осуществлять математическую обработку данных.
Выделяют следующие виды экспериментального исследования в психологии.
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых условиях с использованием аппаратуры и приборов, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого метода исследования являются трудности переноса результатов, полученных в ходе эксперимента, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличается от условий жизнедеятельности человека.
Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит российскому психологу А. Ф. Лазурскому. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.
В констатирующем эксперименте выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.
Кроме вышеперечисленных методов в психологии широко применяются и другие, во многих литературных источниках их называют вспомогательными.
Метод беседы (интервью) заключается в получении информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы, а регламентация минимальна, и структурированное, представляющее собой ответы на заранее подготовленные вопросы.
Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для более или менее объективной оценки различных психических свойств и качеств личности, среди них тесты интеллекта, способностей, достижений, личности, проективные и многие другие. Квалифицированное применение тестов требует профессиональной психологической подготовки, непрофессиональное их использование может нанести вред личности.
В настоящее время существует множество так называемых популярных тестов, которые собственно психологическим, профессиональным инструментарием не являются. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной любому читателю литературе, они предназначены для самотестирования, их использование не требует специальной подготовки.
Все существующие психологические тесты можно условно разделить на опросники, тесты-задания и проективные тесты. Опросники основаны на самооценке испытуемого по определенным создателями теста параметрам (вопросам). Строгая и четкая система стандартизации - формулировка вопросов, порядок их предъявления, процедура проведения тестирования и поВперед обработка результатов - позволяет оценивать тесты-опросники как надежные инструменты психологического исследования. К таким психологическим методикам относят 16-факторный опросник Кэттелла и ММР/. Тесты-задания предполагают выполнение испытуемым определенных заданий, решение задач, с последующим анализом успешности и сравнением с нормативными данными. Примером тестов-заданий могут служить тесты на измерение коэффициента интеллекта /(?. Проективные тесты служат для определения личностных особенностей при помощи исследования реакций на неопределенные и многозначные ситуации. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (методика Сакса и Леви), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому огромную роль при их интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей личности.
Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися в психологии тщательному анализу, являются написанные человеком тексты, созданные произведения, рисунки и т.д. Особая форма данного метода - графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности. Выявить и оценить психологические характеристики литературных, научных и публицистических текстов и на их основе определить личностные особенности их автора позволяет контент-анализ. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям и самому себе.
Еще одним методом, широко используемым в исследовательских целях в психологии, является моделирование. В модели абстрагируются теоретически значимые компоненты реальности, а другие - игнорируются.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.