Методы приучения

Методы этой группы нацелены на формирование положительного опыта поведения, который создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей. Деятельность воспитывает в следующих случаях:

• если она личностно значима для детей, как говорят, имеет личностный смысл;

• социально детерминирована, т.е. адекватна уровню развития сообщества детей, класса.

Кроме этого методы приучения оказывают влияние на формирование социально-ценной мотивации поведения детей.

Педагогическое требование – предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах.

Требование может быть выражено по-разному:

• как совокупность норм общественного поведения;

• конкретная задача;

• конкретное указание о выполнении какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников.

Условия эффективности:

• целесообразность;

• конкретность;

• понятность;

• посильность.

Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. На ранних стадиях используется приучение. Приучение – это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение определенной роли в общей деятельности.

Условия эффективности:

• частая повторяемость;

• вариативность;

• постепенное усложнение;

• рефлексия.

Поручение – организация регулярного выполнения ребенком действий с целью развития ответственности.

Поручения могут быть временные или постоянные. Организуя систему поручений в классе или семье, воспитатель заранее разъясняет ребенку ОГЛАВЛЕНИЕ предстоящей деятельности и ее критерии. Постоянное поручение ребенок выполняет на протяжении достаточно длительного периода эпизодически или в связи с естественной необходимостью; важно, что инициатором активности при этом является сам ученик. Методика поручений предусматривает постепенное совершенствование ребенком порученного дела, развитие творчества в процессе выполнения. Временные поручения отличаются от педагогического требования тем, что, как правило, они выполняются детьми класса по очереди.

Условия:

• необходимость порученного;

• непременность выполнения;

• возможность для творчества в процессе исполнения;

• подбор поручений в соответствии с индивидуальными особенностями.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Условия:

• альтернативность;

• самостоятельность выбора для ученика;

• возможность осознать и повторить;

• обеспечение успешности.

Методы стимулирования

Их сущность состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьником своего поведения, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Все это лежит в основе коррекции поведения воспитанника.

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения.

Формы поощрения: похвала, одобрение, признание, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и (или) другими материальными наградами.

Методика поощрения рекомендует приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Поощрение особенно необходимо детям с заниженной самооценкой.

Условия эффективности:

• одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности;

• хвалить только за приложенные усилия;

• адекватность;

• справедливость распределения поощрений.

Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Педагогически грамотное примененное наказание вызывает чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку.

Метод наказания требует особенно тщательного продумывания учителем своих действий, анализа причин проступка воспитанника и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности.

Формы наказания: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.

Условия:

• адекватность величины наказания тяжести проступка;

• понятность;

• кратность наказания (один проступок – одно наказание; наказан – прощен);

• учет внутреннего состояния ребенка.

Приемы воспитания – это частные случаи использования элементов методов гаи средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. Прием – составная часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру.

Например, беседа с детьми строится с помощью системы приемов:

• приемы начала беседы: удивить, заинтересовать, поставить проблему, драматизация;

• приемы актуализации субъектного опыта детей, чтобы они включились в разговор, начали высказываться, слушать ответы товарищей, возражать или дополнять их;

• приемы удержания и переключения внимания в ходе процедуры;

• приемы завершения беседы: просьба к ученикам подвести итог, оценить меру своего участия, сформулировать выводы, поставить перспективы.

В науке разработано множество систематизаций приемов воспитания. Приведем одну из них.

Созидающие приемы – привлекающие ребенка к совершению морально-ценных поступков, ведущие к накоплению положительного поведенческого опыта, построенные на динамике чувств и актуализации сокровенных чувств:

• специальная организация успеха в школе;

• ожидание лучших успехов;

• возбуждение ожидания радости;

• актуализация мечты;

• постановка перспективы;

• обращение к самолюбию;

• обращение к чувству любви и состраданию;

• апеллирование к эстетическим представлениям;

• проявление доверия к ученику;

• поручение ответственного дела;

• моральная поддержка;

• просьба без нажима;

• поощрение, похвала, награда;

• авансирование личности.

Тормозящие приемы – демонстративное проявление власти учителем, приемы со скрытым воздействием:

• осуждение;

• огорчение;

• наказание;

• возбуждение тревоги о предстоящем наказании ("Дневник на стол");

• приказание;

• проявление взрослым гнева, возмущения, не затрагивая личностные качества, не оскорбляя ученика;

• ирония;

• мнимое безразличие;

• намек;

• параллельное педагогическое действие;

• "метод взрыва" (привлечение эмоциональных реакций, сильных обстоятельств).