Методы принятия управленческих решений
Методы принятия решения – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема[1]. Приведем классификацию научно-практических методов принятия решений по группам и определим состав этих групп (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Классификация методов принятия управленческих решений
Вид метода |
Методы принятия решений |
|
Общенаучные методы |
• Системный анализ; • комплексный анализ; • дифференциация и интеграция; • программно-целевое планирование |
|
Традиционные методы обработки информации и принятия решений |
• Метод сравнения; • метод относительных и средних величин; • графический метод; • метод группировки; • балансовый метод |
|
Методы принятия решений на основе детерминированного факторного анализа |
• Метод цепных подстановок; • индексный метод; • метод абсолютной разницы; • метод относительной разницы; • интегральный метод; • метод пропорционального деления (долевого участия); • метод дифференциального исчисления; • метод взвешенных конечных разностей; • метод простого прибавления неразложимого остатка; • логарифмический метод; • метод коэффициентов; • метод дробления приращения факторов |
|
Методы принятия решений на основе стохастического факторного анализа |
• Корреляционный анализ; • дисперсионный анализ; • компонентный анализ; • современный многомерный факторный регрессионный анализ |
|
Методы принятия решений на основе оптимизации показателей эффективности |
• Методы линейного программирования; • методы динамического программирования; • методы теории массового обслуживания; • методы теории игр; • методы теории исследования операций; • методы управления запасами ресурсов; • методы распознавания образов |
|
Методы, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития |
• Метод GAР-анализа ("продукт – рынок"); • метод матрицы BCG (Бостонской консультативной группы); • модель Томпсона и Стрикланда; • портфельная матричная модель Мак-Кинси DPM; • модель "7S"; • модель комплексного делового анализа P1MS; • модель ситуационного SWOT-анализа |
|
Методы, связанные с управлением персоналом |
• Континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта; • ситуационная модель Фидлера; • модель зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда; • модель "путь – цель" Торенса, Митчелла и Хауса; • ситуационная модель Стинсона – Джонсона; • модель принятия решений Врума – Йеттона – Яго |
|
Методы, основанные на инструментах управления качеством |
• Стратификация; • контрольный листок; • гистограмма; • диаграмма Парето; • диаграмма Исикавы; • диаграмма рассеяния; • контрольные карты; • аффинная диаграмма; • интерреляционная диаграмма; • диаграмма древа; • матричная диаграмма; • лист матрицы; • сетевой план; • древо ошибок |
|
Методы теории квалиметрии |
Этап определения вида зависимости между абсолютным значением отдельного параметра системы: • линейные зависимости; • нелинейные зависимости; • оптимизационные; • зависимости, выраженные в неявном виде. Этап определения нахождения весомостей частных оценок эффективности для формирования показателя интегральной оценки эффективности: • методы организации опроса экспертов; • метод предпочтения; • метод ранга; • методы попарного сопоставления; • метод последовательных сопоставлений. Этап выбора метода сведения воедино частных оценок эффективности в показатель интегральной оценки эффективности: • взвешенной среднеарифметической оценки; • взвешенной среднегеометрической оценки; • взвешенной среднегармонической оценки |
|
Методы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности (АХД) организации |
• Методы выявления и подсчета резервов при АХД; • методы функционально-стоимостного анализа; • методы маржинального анализа; • методы анализа формирования и размещения капитала; • методы анализа эффективности и интенсивности использования капитала предприятия; • методы анализа эффективности использования основного капитала; • методы анализа использования материальных ресурсов предприятия; • методы анализа использования трудовых ресурсов предприятия; • методы анализа маркетинговой деятельности предприятия; • методы анализа производства и реализации продукции; • методы анализа себестоимости продукции |