Методы патопсихологического исследования
Наблюдение - один из основных методов патопсихологии. Для того чтобы наблюдение можно было считать научным методом, оно должно отвечать ряду требований. Наблюдение должно быть планомерным, систематическим, целенаправленным и точным, не только полностью описывать изучаемое явление, но и объяснять его.
Что касается наблюдения за людьми с какими-либо аномалиями - здесь проявляются некоторые трудности, обусловленные особенностями дефектов. Так, например, определенная сдержанность, недоверие, бедная мимика, подчеркнутая дисциплинированность лиц с нарушениями зрения вызывает проблемы при наблюдении за ними. Кроме того, их речь, мимика и пантомимика, которые часто неадекватно отражают их душевное состояние, могут привести к ошибочному объяснению их чувств, волнения и т.п. С другой стороны, богатая и открытая, можно даже сказать преувеличенная мимика и жестикуляция глухих представляет как будто больше возможностей для наблюдения, но в то же время их мнемически заученная, эмоционально невыразительная речь не дает наблюдателю практически никакой информации об их чувствах и переживаниях. Замкнутость, неуклюжесть движений лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственная им переоценка или недооценка собственной личности скрывает их собственное "Я", затрудняет познание их личности. Люди с недостатками речи реагируют на наблюдение очень чувствительно. При наблюдении недостатки их речи, как правило, возрастают, что затрудняет объективное наблюдение. Наблюдение за умственно отсталыми является наиболее объективным по сравнению с наблюдением за другими категориями аномальных лиц. Если даже они иногда пытаются показать себя другими, чем они есть в действительности, это легко можно увидеть. В общем, они открыто обнаруживают для наблюдения как свои чувства, так и недостатки своей душевной деятельности.
Одной из форм наблюдения является самонаблюдение (интроспекция). При использовании этого метода необходимо учитывать, что лица с аномалиями в силу особенностей их дефекта менее склонны к объективному самонаблюдению, чем здоровые. Например, у аномальных детей и подростков, потерявших зрение в раннем возрасте, нельзя предполагать наличие адекватных знаний о визуальных характеристиках предметов и явлений окружающего мира; у глухих в их высказываниях в ходе самонаблюдения, естественно, проявляются недостатки речи; умственно отсталые неспособны к точным наблюдениям и рассуждениям. У детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата отсутствует адекватная ориентация в пространстве, что также может проявляться в виде неточностей при самонаблюдении. У юных пациентов с тяжелыми нарушениями речи в процессе высказываний о результатах самонаблюдения может значительно усугубиться их недостаток, что усложняет самонаблюдение.
Эксперимент
По мнению Б. В. Зейгарник, эксперимент является основным методом патопсихологических исследований. В рамках эксперимента происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик. Разнообразные экспериментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике, описаны в работах С. Я. Рубинштейн (1970), Б. В. Зейгарник (1986), Ю. Ф. Полякова (1974).
При организации патопсихологического эксперимента необходимо соблюдать несколько правил:
o эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учебе, общении;
o в эксперименте необходимо обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности;
o построение экспериментальных приемов должно учитывать возможность поиска решений самим больным, а также позволять патопсихологу вмешиваться в деятельность больного для выяснения того, как больной воспринимает помощь экспериментатора и может ли ею воспользоваться;
o экспериментально-психологические приемы следует направить на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;
o результаты экспериментально-психологического исследования нужно точно и объективно фиксировать.
Патопсихологический эксперимент должен строиться так, чтобы актуализировать не только умственную деятельность больного, но и его личностное отношение к эксперименту. При проведении обследования необходимо учитывать отношение больного к работе, его мотивы и цели, отношение к самому себе, к результату работы, заинтересованность и т.д., так как суждения, действия, поступки не являются непосредственной реакцией на внешние раздражители, а опосредованы его установками, мотивами, потребностями, по выражению С. Л. Рубинштейна - "внутренними условиями". Для патопсихолога важно не только то, насколько трудным и большим по объему было задание и как больной его выполнил, но и то, как он его осмыслил, чем были обусловлены ошибки и затруднения. Не только количество ошибок и трудности в процессе выполнения методик, но главным образом структура и их анализ дают наиболее интересный и показательный материал для оценки тех или иных особенностей и нарушений психической деятельности больных.
Точность и объективность результатов, полученных в процессе экспериментально-психологического исследования, обеспечиваются тщательной регистрацией данных и проверкой их в повторных опытах, а также при исследовании другими методами. Для патопсихологического обследования характерно применение большого количества самых разнообразных методических приемов, так как только сопоставление результатов различных методов позволяет достаточно объективно судить о характере, глубине, качестве и динамике нарушений психики больного.
Патопсихологическое обследование всегда является и научным исследованием, так как, во-первых, оно представляет собой процесс познания, во-вторых, построено на строго научных принципах, и в-третьих, результаты обследования выявляют факты, из которых вытекают формулировки общепсихологических законов, закономерностей и механизмов.
Особый вариант патопсихологического эксперимента направлен на получение данных, которые можно использовать для воздействия на личность больного. В этом случае задача патопсихолога - показать больному пути возможной компенсации имеющихся у него нарушений психической деятельности и уменьшения их по мере проводимого лечения. В данном случае патопсихолог работает в тесном контакте с лечащим врачом и психотерапевтом, согласовывая с ними свои действия, а также принимает активное участие в разработке и обосновании реабилитационных и психопрофилактических программ.
Построение экспериментально-психологического обследования в клинике отличается многообразием, большим количеством применяемых методик. Это необходимо, так как процесс распада психики проходит неоднослойно, практически не бывает, чтобы у больного был нарушен только один психический процесс. Разнообразие применяемых методик позволяет выявить многообразие нарушений и понять их соотношение. Кроме того, поскольку в эксперименте с больным ход опыта может меняться, при интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.
Программа исследования больного в клинике не может быть стандартной, так как она зависит от клинической задачи и особенностей больного. Например, при дифференциальной диагностике шизофрении от сходных состояний основное внимание обращается на изучение расстройств мышления. Для обследования при этом выбираются методики "Классификация предметов", "Пиктограмма" и т.п. При изучении больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить умственной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, поэтому выбор методик будет другим.
Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для патопсихологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.
Основные экспериментально-психологические методики описаны С. Я. Рубинштейн в ее работе "Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике" (2004). Среди них особую популярность получили такие методики, как "Кубики Кооса", "Исключение предметов", "Последовательность событий", "Опосредованное запоминание по Леонтьеву", "Пиктограмма" и др. Многие методики имеют модификации для разных возрастных групп, некоторые из них адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов.
Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, позволяющий судить о различных особенностях психики. Например, с помощью "Пиктограммы" можно исследовать память, абстрактное мышление, личностные особенности. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования конкретного больного.
Патопсихолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.