Методы оценки риска

Следующим шагом анализа рисков логистики является оценка степени риска и вероятности его возникновения. Для оценки риска применяются различные методы, краткая характеристика которых представлена в табл. 9.13[1].

Таблица 9.13. Методы оценки рисков логистической деятельности

Методы оценки рисков

Характеристика метода

Недостатки

Рекомендуемая область применения

Статистические

Оценка риска на основе средних ожидаемых потерь, среднего квадратического отклонения (коэффициента вариации) и вероятности. Вероятность может быть определена па основе разных моделей (в том числе в зависимости от закона распределения)

Требуется ретроспективная информация о риске. Ситуации риска в прошлом не всегда повторяются в будущем. Многие модели определения вероятности опираются на закон распределения риска; модели, "не привязанные" к закону распределения, дают неопределенную опенку

1. Применять для частых рисков, по которым достаточно достоверной статистической и информации.

2. Модель оценки вероятности выбирать, опираясь на возможность определить закон распределения

Анализ безубыточности

Оценка риска на основе зависимостей для определения запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

Нестабильность объемов продаж, отсутствие возможности оценить достоверно объемы продаж на будущие периоды. Трудно оценить вклад логистики в параметры оценки риска

Применять для оценки предпринимательского риска логистической деятельности

Метод аналогий

Оценка риска па основе данных о риске для аналогичных ситуаций, логистических проектов и т.п.

Исследуемый объект может повести себя не так, как выбранный аналог, что снижает точность оценки риска

1. Применять при отсутствии данных об объекте при наличии близкого аналога.

2. Можно использовать как начальный этап для оценки. Но основе двух методов можно рассчитать параметры риска

Экспертные

Качественная и количественная оценка риска на основе обработанных экспертных данных

Субъективность оценки, сложность формирования экспертной группы, необходимость соблюдать требования к процедуре экспертного оценивания

Применять при отсутствии данных, невозможности описать рисковую ситуацию на основе эволюционного развития, при качественной оценке параметров риска

Методы управления логистическими рисками

К методам управления рисками относятся отказ от риска (избежание риска), принятие риска на себя, снижение степени риска, передача риска и страхование. В управлении логистическими процессами в цепях поставок могут быть рассмотрены все эти методы.

Отказ от риска. Этот метод предусматривает уклонение от риска. Лучше к данному методу прибегать на стадии подготовки решений, когда компания не обременена обязательствами перед участниками цепи поставок. В ходе выполнения операций также можно отказываться от риска, если риск выходит за пределы допустимых значений, но при этом следует помнить о договорных обязательствах фирмы, нарушение которых увеличит потери предприятия. Несмотря на простоту и радикальный характер, метод применим не ко всем рискам, так как есть риски, избежать которые невозможно. Кроме того, отказ от одних рисков может стать причиной других. Например, оценив риски хищения грузов при транспортировке но железной дороге, менеджер (логист) принял решение об отказе от риска, что привело к выбору другого вида транспорта. Менеджер выбрал автомобильный транспорт, на котором риск хищения тоже существует, но по статистике — на несколько меньшем уровне, зато выше вероятность риска аварии с транспортным средством. Метод рекомендуется применять, если потери от риска достаточно крупные и наступающие с высокой вероятностью.

Принятие риска на себя. Название метода говорит само за себя: риски принимаются предприятием без каких-либо трансформаций. Принятие риска может быть запланированным и незапланированным, что означает: дособытийные затраты на риск на предприятии могут быть предусмотрены или нет. Если вероятность риска и потери от него незначительные, то дособытийные затраты не учитываются. Однако с увеличением степени риска и вероятности при выполнении расчета цены продукции или услуги начинают включать в себя рисковые затраты, чтобы увеличить текущий доход, часть которого впоследствии израсходуется на послесобытийное финансирование риска. Если текущего дохода будет недостаточно, потери компенсируются из других ресурсов предприятия.

Вторым вариантом принятия риска па себя является создание специальных фондов. Этот метод применяется, если риски редкие, но значительные по объему. В этом случае потери компенсируются из создаваемых фондов. Иногда этот метод финансирования риска называют самострахованием. Недостатки метода очевидны: фонда может быть недостаточно, и фирме придется компенсировать потери из других имеющихся средств; фонд должен быть высоколиквидным, а это приводит к низкой эффективности создаваемых фондов.

Увеличение количества рисков в обоих случаях ограничивает возможности применения метода принятия риска на себя.

Метод сокращения возможных потерь. Этот метод предполагает принятия риска на себя, но с учетом проведения каких-либо мер воздействия на риск: разделения или объединения рисков, проведения превентивных мероприятий, которые приводят к снижению вероятности наступления риска и (или) к уменьшению потерь от риска. Например, противопожарные или охранные предупредительные мероприятия; меры безопасности, предпринимаемые при перевозке или храпении ядовитых, воспламеняющихся и других опасных веществ.

Суть разделения риска состоит в максимальном сокращении возможных потерь на одно рисковое событие. При этом число контролируемых объектов, на которые могут воздействовать риски, может возрастать. Метод реализуется в следующих формах: разделение активов по собственникам, дублирование объектов (например, важной информации, оборудования), физическое разделение объектов (например, хранение средств в разных байках). В качестве примера разделения риска можно назвать распределение заказов по нескольким поставщикам, диверсификацию инвестиций, создание запасов на разных уровнях цепи поставок.

Суть объединения рисков состоит в сокращении числа единиц, находящихся под контролем, путем, например, централизации бизнеса (слияния фирм).

Общим для всех методов сокращения возможных потерь является то, что на реализацию этих приемов управления рисками необходимы дособытийные затраты на риск.

Передача риска. Если риска не удалось избежать, по и принимать па себя его фирма считает нецелесообразным, даже с учетом воздействия на него, риск можно передать. Наиболее распространенный вариант передачи риска — это передача путем заключения контракта. Например, передача рисков повреждения груза во время доставки потребителю от владельца перевозимого товара транспортному предприятию. Другими примерами передачи рисков являются контракты на ответственное хранение товаров, формирование запасов, управляемых поставщиком, выполнение послепродажного сервиса и др.

Передача риска может стать причиной появления новых рисков, например, срывов в работе из-за низкой квалификации персонала компании, принимающей риски, ее банкротства, поглощения другой компанией и т.п.

Страхование риска. Это способ передачи риска специализированной компании, которая, аккумулируя средства страхователей, создает фонды денежных средств для компенсации потерь, возникающих из-за реализации принятых на страхование рисков. По договору страхования страховая компания компенсирует риски, чем снижает финансовые последствия рисков, случавшихся с ее клиентом или выгодоприобетателем (в случае страхования ответственности). Данный способ управления риском предусматривает дособытийные расходы, поскольку снижение риска осуществляется страховой компанией на возмездной основе.

Страхование целесообразно, если вероятность реализации риска невысока, а размер возможного ущерба достаточно большой (вплоть до катастрофического). В случае массовых рисков страхование применяется, если вероятность достаточно высока, а размер возможных потерь небольшой.

Наиболее распространенными видами страхования рисков в логистике являются страхование КАСКО (страхование транспортных средств), страхование КАРГО (страхование грузов), страхование профессиональной ответственности поставщиков логистических услуг (чаще всего речь идет о перевозчиках или экспедиторах) и страхование гражданской ответственности за использование объектов повышенной опасности (автотранспортных средств).

Транспортные средства, как правило, страхуют от повреждения (аварии) и от угона. Страхование грузов защищает от аналогичных рисков, т.е. от частичного повреждения, полной утраты, кражи, потери товарного вида или потребительских свойств кражи. Эти виды страхования защищают владельцев имущества (транспортного средства, товара).

Страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов — вид страхования, в котором заинтересованы логистические операторы, так как он в отличие от страхования грузов защищает именно поставщика услуги. Страхование грузов имущественные интересы поставщика услуг не защищает, так как страховое возмещение по страхованию грузов выплачивается владельцу этого груза. Страховая компания, выплатившая компенсацию ущерба по страхованию груза, вправе обратиться за возмещением к виновнику — поставщику услуги (перевозчику).

При принятии решения о страховании логистических рисков необходимо оценить ожидаемое послесобытийное финансирование рисков, определить, какая часть потерь будет компенсирована страховой компанией. Если риски застрахованы по системе первого риска, то страховое возмещение должно соответствовать полученному ущербу, но не будет более страховой суммы, которая представляет собой предел ответственности страховщика. Если риски застрахованы по системе пропорциональной ответственности страховщика, то страховое возмещение и ущерб, полученный в результате действия риска, находятся в таком же соотношении, что п страховая сумма и страховая стоимость. Например, если перевозимые товары застрахованы на 80%, то и страховое возмещение не будет больше 80% ущерба.

Для оценки эффективности применения метода управления риском логистической деятельности необходимо сравнить логистические издержки до и после применения к риску какого-либо метода, при этом важно в состав логистических издержек включить не только затраты на выполнение логистических операций, но и затраты на риски.