Лекция 7. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО УМСТВЕННОГО ТРУДА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• методы и технологии повышения эффективности управления группой работников в ситуации принятия коллективных решений, необходимости проявления коллективного творчества;

• основы наиболее известных методов организации коллективной умственной деятельности;

• условия и основы организации деятельности группы в случае применения метода брейнсторминга;

• достоинства и проблемы применения метода синектики У. Гордона;

• достоинства методов "заочной" коллективной деятельности – метода Дельфи и метода номинальных групп;

• особенности применения метода фокальных объектов;

• специфику и обучающий потенциал метода кейсов и метода деловых игр;

• развивающую направленность метода коучинга;

• определение и сферы применения функционального анализа;

• метод Э. де Боно "Шесть шляп";

• принципы коллективной мыслительной деятельности;

уметь

• отбирать и применять наиболее адекватные ситуации методы коллективной мыследеятельности;

• организовывать коллективную мыслительную деятельность с опорой на принципы, соблюдение которых повысит уровень доброжелательности и продуктивности решений;

владеть

• методами анализа ситуации принятия коллективного решения;

• методами выбора наиболее подходящего метода коллективного решения умственных проблем;

• методами осуществления брейнсторминга, методами синектики, фокальных объектов, Дельфи, кейсов, коучинга, деловых игр, функционального анализа, номинальных групп, методом "Шесть шляп".

Большинство методов организации коллективного умственного труда являются одновременно и инструментами, способствующими командообразованию, сплочению команды, достижению ощущения "командной мощи" в решении сложных проблем, осознанию всесторонней пользы работы в команде, и методом вовлечения работников в принятие решений, что способствует росту лояльности работников своей организации.

Американские ученые Кепнер и Трежо в ходе экспериментов определили четыре направления активности членов группы, обсуждающей некую проблему, и общую последовательность смены направлений. График хода дискуссии по Кепнеру – Трежо представлен на рис. 7.1.

Рис. 7.1. График хода дискуссии в группе по Кепнеру – Трежо

Кружочками отмечены моменты перехода от одного этапа к другому. Чаще всего ведется обсуждение действий по решению проблемы, реже всего внимание группы обращено к диагностике ситуации. Вы видите, как мало внимания уделяется диагнозу и насколько дезорганизованно протекает дискуссия[1]. То, что группа начинает с действий, не относящихся к делу, нельзя однозначно считать негативным фактором. Это можно рассматривать и как недостаток направленности членов группы на дело, и как неорганизованность процесса обсуждения, и как проведение необходимых шагов по взаимоознакомлению членов группы и созданию психологической атмосферы, благоприятствующей обсуждению.

В настоящее время известно достаточно большое количество методов организации совместного умственного труда, способствующих проявлению индивидуальной и групповой креативности. Кроме того, применение такого рода методов способствует дисциплине мышления, системному, всестороннему рассмотрению и решению проблем. Владение этими методами позволяет лидеру вывести группу из состояния неопределенности, повысить уровень понимания происходящего и начать анализ ситуации, сформулировать проблему и выдвинуть гипотезы, альтернативы ее решения.

В основе методов должен лежать научный подход к решению проблем, основные этапы которого таковы.

1. Осознание неблагополучия и наличие симптомов, показателей неблагополучия.

2. Организация сбора фактов, данных, имеющих отношение к ситуации, объекту, предмету.

3. Осмысление данных, их анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация. Превращение данных в информацию, знание.

4. Формулировка проблемы.

5. Постановка "умных" целей, отражающих ситуацию решения проблемы, и согласование критериев, т.е. ключевых признаков, определяющих состояние решенности проблемы.

6. Выдвижение вариантов решения проблемы и их оценка по выбранным критериям.

7. Разработка плана (проекта) реализации выбранного варианта решения проблемы и его увязка по срокам, ресурсам, исполнителям.

8. Выполнение плана, проекта, контроль за его ходом и внесение коррективов, если это необходимо.

9. Выполнение плана, оценка и интерпретация полученных результатов.

10. Принятие решения относительно степени решенности проблемы и дальнейших действий.

Данный процесс следует рассматривать как итерационный, при котором на каждом этапе в связи с получением новых данных, возникновением новых обстоятельств могут происходить возвраты к предыдущим этапам и переработка планов и даже пересмотр проблемы.

На каждом этапе реализации научного подхода уместно использовать подходящие методы организации коллективной умственной деятельности, используя которые, мы можем достичь несколько целей:

– все работники вовлекаются в коллективный процесс поиска решения, становятся и чувствуют себя участниками проводимых изменений;

– сопротивление изменениям снижается;

– работники ощущают уважение к их мнению, свою значимость для организации;

– коллектив при грамотно организованной совместной работе достигает цели, решив проблему, и осознает свою силу, ценность, а каждый работник – свою ценность для коллектива и ценность своего вклада;

– работники развиваются, улучшается отношение к труду, организации;

– коллектив сплачивается, повышает продуктивность, проблемы решаются наиболее эффективно.

Такие результаты отнюдь не гарантированы, но их достижение – цель истинного лидера и организации.

Приведем схему социально-психологических методов формирования команды, о которых лидеру команды следует иметь представление, и в рамках методологии которых следует налаживать деловые коммуникации. Не обязательно лидеру самому владеть этими методами, для этого существует большое количество профессиональных тренеров и методистов, способных провести соответствующую работу на высоком уровне. Лидер же должен уметь установить, поддержка какого рода, в какой области, каких специалистов ему требуется, наладить коммуникации с этими специалистами и согласовать программу работы с группой.

Классификация подходов (инструментов) к командообразованию по Т. В. Фоломеевой приведена на рис. 7.2[2].

Развитие команды (как частный случай развития малой группы) происходит по двум основным осям: инструментальной и социоэмоциональной. Преимущественная ориентация на ту или иную сторону жизнедеятельности команды и определяет методологию работы с командой, в соответствии с которой можно провести классификацию основных подходов и методов.

Рис. 7.2. Классификация подходов к командообразованию

Уместно заметить, что в качестве тренингов и коучинга (развивающего консультирования) используются многие методики, известные в менеджменте, например, кружки качества, консультации по процессу, деловые игры, метод кейсов и др.

Социально-психологический тренинг – это совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия с целью развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих[3].

Веревочный курс или веревочный тренинг – активный тренинг, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия, командообразование, личностное самопознание и развитие. В качестве снаряжения для проведения веревочного курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе.

Мы упоминали о трех группах методов организации продуктивного совместного умственного труда.

1. Методы психологической активизации мышления.

2. Методы систематизированного поиска.

3. Методы направленного поиска.

К методам психологической активизации мышления можно отнести: мозговой штурм, обратную мозговую атаку, корабельный совет, аналогии, синектику, конференцию идей.

Методы систематизированного поиска включают: списки контрольных вопросов, оператора РВС (т.е. размер, вес, стоимость), морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод фокусных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм.

К методам направленного поиска относятся: функционально-стоимостной анализ (ФСА), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера, теория и алгоритм решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера (ТРИЗ и АРИЗ).

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческих задач по сравнению с методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек.

Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи, ситуации и компетентности лидера[4].

В любом взаимодействии, а особенно в ситуации спора, могут возникнуть элементы деструктивного поведения. Причины этого – в стереотипно-догматическом мышлении, нетерпимости к чужому мнению, инакомыслию, в таких личностных особенностях, как эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность к сотрудничеству, нежелание поступиться собственными интересами, иногда отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, некомпетентность. Проведение дискуссий, деловых игр, рассмотрение деловых ситуаций дает обширную и достоверную информацию о каждом участнике процесса и может служить эффективным средством при отборе, найме и перемещении персонала предприятия, формировании команд.

Описания организации и условий применения этих методов, технологий имеются в многочисленных литературных источниках и Интернете. Рассмотрим ряд этих методов подробнее.