Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.
Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения.
Всякая деятельность состоит из операций и действий, Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся.
Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах[1].
В требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе.
ОГЛАВЛЕНИЕ педагогических требований определяется нравственными нормами, действующими в обществе. Требование может выступать перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия в процессе воспитания, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они предъявляются в форме приказания, указания, предписания. Особенно велико значение прямого требования на первоначальном этапе работы педагога с коллективом, когда актив только еще складывается.
Косвенные требования (требование-просьба, требование- совет, требование-намек, требование в игровом оформлении, требование доверием, требование выражением недоверия; требование-одобрение; требование-осуждение, условное требование) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, пели, убеждения. Мысль о том, что воспитание должно использовать косвенные способы воздействия, возникла в педагогике давно, по наиболее полно она была реализована в опыте А. С. Макаренко, который справедливо считал, что, поскольку ученик не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, воспитатель не должен выдвигать сущность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, должен скрыть ее от воспитанника.
Эффективность предъявляемых требований зависит от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель, и др.
Приучение. В. Г. Белинский отмечал, что ребенка не столько нужно поучать в необходимости правильно поступать, сколько систематически приучать к разумному поведению. Как в учебной, так и в специально организованной внеучебной работе дети приучаются к общепринятому порядку, к организации рабочего места за партой, дома, в приготовлении домашних заданий, выполнении режима дня. Учителя и воспитатели стремятся к тому, чтобы их воспитанники привыкали к четкости и порядку во всем. При этом привычка важна не сама по себе. В определенных условиях она может стать устойчивым свойством или качеством личности. Привычка, по мнению К. Д. Ушинского, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело. Воспитание, строящее свое здание на привычке, строит его прочно.
Приучение состоит из ряда последовательных действий, которые должен усвоить ученик: показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе), закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением учителя или родителей.
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей (вовремя ложиться спать, убирать свои игрушки, учиться вести себя в обществе). Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется время, торопливость нс приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за характером выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.
Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности (скромность, выдержка, самообладание и т.п.). Это стремление побуждает ученика овладевать соответствующими привычками.
Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.
Упражнение. По определению А. С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.
Упражнение находится в широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры.
Основное назначение упражнения как метода воспитания – овладение школьниками практическим опытом коллективных отношений, необходимым для формирования у них социально значимых качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действия как устойчивой основы общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии: стимул – реакция – подкрепление.
Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.
Режим. Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня ребенка в школе и семье. Четкая организация жизни и деятельности в течение суток помогает сформировать внутренний динамический стереотип, который лежит в основе образования навыков и привычек. По мнению А. С. Макаренко, отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступков детей не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше он формирует внутренний динамический стереотип поведения ребенка. Особо важное значение режим имеет для младшего школьника, так как у него еще недостаточно сформированы организованность, дисциплина, воля и настойчивость. Режим дня в школе и семье, четкое распределение видов деятельности по времени заставляют учащихся повторять и закреплять положительные действия и поступки, управлять своими желаниями (хочется пойти поиграть с ребятами в футбол, но надо сначала сделать уроки), помогают ребенку нс просто уметь что-то делать, правильно себя вести, но и выработать систему привычек.
Поручение. Формированию активности ребенка способствует и система поручений. Учитель с первого дня поступления в школу привлекает детей к выполнению отдельных заданий. Систематическое выполнение общественных поручений – постоянных и эпизодических, индивидуальных и групповых – расширяет круг социального общения школьников, вооружает их организаторским опытом, навыками управления людьми. Поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Система поручений приучает ученика жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе. Но не всякое поручение способствует воспитанию ответственности у ребенка. Чтобы они воспитывали ребят, необходимо соблюдать некоторые условия: ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив; поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка; нельзя ограничиваться только распределением поручений – надо научить каждого учащегося их выполнять.
Общественное мнение. Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.
Школьный коллектив воссоздает систему общественных отношений, ту объективную основу, на которой у учащихся формируется соответствующий тип сознания, поведения и деятельности. Достигая в своем развитии интеллектуального, эмоционально-волевого и организационного единства, коллектив оказывается способным к самоуправлению, важнейшим фактором которого является общественное мнение. Так коллектив становится субъектом воспитания, ближайшей опорой и надежным союзником педагога.
Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному принципиальному обсуждению всех явлений и событий в жизни класса и школы. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению, это свидетельствует о том, что в коллективе складывается достаточно зрелое общественное мнение. И наоборот, отсутствие авторитетного общественного мнения создает почву для круговой поруки, взаимопрощения и нетребовательности, процветания узкогрупповых интересов.
Создание воспитывающих ситуаций. В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений. Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому педагогу. Однако часто он не может ждать такого естественного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать такую внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия называют воспитывающими ситуациями.
Наиболее эффективны для младших школьников игровые ситуации. Например, учитель заметил у мальчика проявление эгоистических черт характера. В очередной игре педагог ставит этого ученика в такое положение, когда он как старший должен позаботиться о малышах, обеспечить их игрушками. Это обращение к ребенку как к старшему поможет ему осознать доверие учителя, подумать в игре сначала о малышах, чтобы им было интересно, и поступиться своими интересами. Могут быть и другие, специально созданные учителем воспитывающие ситуации, которые способствуют воспитанию у детей нужных навыков и привычек, дисциплины, культуры поведения. Создание специальных ситуаций будет эффективным, когда учитель четко поставит цель, расчленит ее на операции и спланирует отдельные действия и их исполнение.
По своему существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать "не знаю". В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования.
Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям и подросткам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде, спортивных соревнованиях поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить свои способности. Соревнование помогает учителю-воспитателю увидеть и оценить возможности каждого ребенка, наметить посильную перспективу и продвижение вперед, воспитывать волю и характер.
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу. Эти показатели характеризуют отношение ученика к учению.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
Поощрение – это способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива, и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, захваленные или обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
В качестве поощрений в педагогическом процессе используются одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда. Каждый из этих видов поощрения применяется в разнообразных формах в зависимости от складывающейся педагогической ситуации (возраст, индивидуальные особенности воспитанника, значимость достижения в деятельности, положение в коллективе и др.). Так, одобрение может быть выражено взглядом, жестом, прикосновением, словом и др.; благодарность объявляется устно, в благодарственном письме и в приказе. Неоднозначно отношение к различным видам наград, особенно материальным. Долгое время в нашей отечественной педагогике преобладало отрицательное отношение к использованию материальных поощрений в воспитании. Оно не лишено оснований, так как попытки оценки нравственных поступков с помощью материальных стимулов (денег, вещей) никогда еще не приводили к успеху в воспитании, но лишь способствовали деформации представлений о нравственности.
В то же время достойная оплата приложенных усилий, труда воспитанника способствует правильному формированию его самосознания. Однако происходит это только в случае понимания им действительного соотношения между мерой труда и вознаграждением, что возможно лишь при определенном уровне сознания. Поэтому в воспитании детей, особенно младшего школьного возраста, нужно ориентироваться на применение почти исключительно моральных поощрений. По мере взросления ребенка роль материальных стимулов возрастает, но они должны выступать в качестве естественной оплаты труда, но не проявленных нравственных добродетелей.
В качестве основных требований к использованию поощрения в воспитании можно сформулировать следующие:
– поощрять следует за действительные успехи (правда, следует понимать, что эти действительные успехи выражаются для воспитанника не всегда в регистрируемом повышении уровня воспитанности, но и в изменении мотива, в затраченных усилиях и др.);
– поощрение должно быть применено своевременно;
– воспитанник должен понимать и принимать поощрение как стимулирование его дальнейшей деятельности;
– поощрение должно находить поддержку коллектива, ближайшего окружения;
– нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе, специфику взаимоотношений с воспитателем;
– не следует поощрять часто одних и тех же.
Наказание – это торможение и коррекция неправильного, противоречащего нормам поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. Наказание дает ребенку ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает у него неприятные переживания, чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменять свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания – ни физического, ни морального. Наказание не должно унижать личность, недопустимо применение физических наказаний. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.
Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Несправедливые наказания учителя могут создать конфликтную ситуацию во взаимоотношениях с учеником, привести к тому, что ребенок потеряет веру в свои силы. При наказаниях особо важно учителю добиваться того, чтобы ученик понял, за что его наказали, за какие проступки. Ведь в целом ребенок как личность не может быть плохим, а плох его конкретный поступок. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.