Методы медицинской и психологической помощи
Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип терапии. Медицинский подход к лечению психических расстройств отдает предпочтение биологическим методам:
— электрошок (через мозг пропускают сильный заряд электротока, вызывают судороги, что ослабляет шизофрению, но могут быть побочные эффекты: амнезия, повреждение мозга, сердца, легких);
— нейрохирургическое вмешательство {разрушение отдельных участков лобных долей (лоботомия) или перерезка нервных пучков, связывающих лобные доли с некоторыми нервными центрами с целью сделать больного спокойным, но эта операция вызывала изменения личности, исчезновение интереса к повседневной жизни, отсутствие эмоций).
В настоящее время от лоботомии отказались, а используют преимущественно химиотерапию — химическое воздействие: например, транквилизаторы хлорпромазин, резерпин успокаивали возбуждение больных, ослабляли галлюцинации, бред у шизофреников; слабые транквилизаторы — валиум, либриум использовали для снятия тревоги. Но в связи с непродолжительным действием лекарств необходимы повторные курсы лечения, число повторных поступлений людей на лечение увеличилось в 5—6 раз.
Химиотерапия дает и нежелательные побочные действия, например, для поднятия настроения при депрессиях используют антидепрессант — карбонат лития, который, поднимая настроение, побочно поражает почки, щитовидную железу, вызывает тремор, псориаз.
Психологический подход к лечению представлен различными видами психотерапии. Все психотерапевтические методы можно разделить на два вида: интрапсихическая терапия, которая делает упор на осознании больным своих проблем, и поведенческая терапия, стремящаяся изменить само поведение человека. После психотерапии 80% пациентов улучшают свою адаптацию и чувствуют себя лучше, чем те, кто лечился без психотерапии.
Интрапсихическая терапия базируется на подходе, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им чувств, потребностей и побуждений, поэтому необходимо выявить бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности, воздействовать на восприятие, мысли, чувства человека.
Поведенческая терапия исходит из того, что поведение человека является приобретенным, поэтому надо заменить неадекватное поведение другим поведением, которое более адекватно. Следует человека переобучить, изменить или устранить неадаптивные формы поведения. Поведенческая терапия (в рамках бихевиоризма) включает четыре подхода: контробусловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля.
К контробусловливанию относят: систематическую десенсибилизацию, при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента (вырабатывают реакции, противоположные по своему характеру нежелательным реакциям, например, чтобы убрать тревогу, вызывают состояние расслабления и предлагают вспомнить ситуации, которые вызывают минимальную тревогу, в результате стрессовые ситуации ассоциируются не с тревогой, а с расслаблением); имплозивную терапию, "стремящуюся вызвать у человека "взрыв" тревоги, когда его "бросают" в самую страшную ситуацию и он должен привыкнуть к ней до полного исчезновения тревоги"; аверсивное обусловливание, при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовольствие, но являющейся нежелательной формой поведения для человека (чтобы отучить алкоголика, соединяют прием алкоголя с ударом электротока или тошнотой от лекарств, в результате чего удовольствие от алкоголя ослабевает и сменяется отвращением).
Оперативные методы включают процедуры формирования желательных форм поведения у детей и взрослых, например, находят наиболее действенное вознаграждение, с помощью которого у ребенка вырабатывают нужное поведение, или применяют метод накопления жетонов (за каждое хорошее действие, за любую модификацию поведения в желательном направлении человеку выдается жетон; когда у него накапливается определенное количество жетонов, он получает какие-то привилегии, ценные для него). Терапия с предъявлением модели стремится к выработке у пациента новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролем рассчитаны на то, что за всякое улучшение поведения вознаграждать себя должен сам пациент.
Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделить психоанализ, цель которого — дать пациенту возможность попять подсознательные корни своих проблем и тем самым освободить связанные с ними эмоции и чувства. Психоанализ успешнее применяется пациентам с 15 до 50 лет, эффективнее для интеллектуальных людей и у молодых, он включает в себя следующие методы: установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента, чтобы стал возможен перенос положительных или отрицательных переживаний пациента па терапевта как своеобразная проекция отношения пациента к отцу или матери.
Применение методов интерпретации снов, свободных ассоциаций, поиска колебаний и сопротивлений пациента для выявления его главных проблем. Объяснения терапевта побуждают человека вновь эмоционально пережить события детства и соотнести их с симптомами, которые проявляются в данное время. Этот катарсис приводит к исчезновению симптомов, комплексов, отклонений.
Методы ребефинга и дианетики также направлены на поиск и устранение бессознательных подавленных комплексов и бессознательных записей-инграмм, связанных с ситуациями, содержавшими физическую боль или болезненно-неприятные эмоции (с потерей любимого существа, обидой, страхом и т.п.), а поскольку эти бессознательные комплексы и инграммы являются причиной соматических заболеваний, психических проблем, конфликтов, отклонений, аномальных форм поведения, то нейтрализация бессознательных комплексов приводит к физическому и психическому оздоровлению человека.
Гуманистическая терапия, центрированная на клиенте (К. Роджерс) (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях), исходит из того, что человек лучше всего сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает возможность человеку выразить мысли и чувства и этим помогает ему осознать, как он воспринимает себя сам и что о нем думают другие люди.
Необходимые условия гуманистической терапии: терапевт (или педагог, родитель) сохраняет безусловно положительное отношение к пациенту (ребенку), к его чувствам, даже если это противоречит установкам терапевта (нет осуждения); терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент (проявляя эмпатию). Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Терапевт должен только выслушивать его и выполнять роль зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому, в результате чего у клиента появляется реалистическое представление о самом себе и человек приобретает способность разрешать свои проблемы сам.
Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального "Я" индивидуальному опыту и глубинным чувствам.
Гештальттерапия (Ф. Перлз) исходит из того, что психические расстройства обусловлены тем, что личность человека не составляет единого целого, т.е. гештальта (неосознаваемые конфликты мешают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и мыслей). Цель заключается в том, чтобы установить связь между всеми аспектами своей личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, персонажами сновидений, своих фантазий, — в результате чего достичь полного осознания собственного "Я", формирования целостной гармоничной личности, обладающей самостоятельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних конфликтов человека и выработку способности сознательно противостоять жизненным трудностям, помогает человеку достичь полного самосознания.
Эмотивно-рациональная терапия (А. Эллис) исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных, "катастрофических" мыслей человека, которые возникают в сложных ситуациях. Цель состоит в следующем: вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок. Данный вид терапии эффективен для лечения взрослых больных с депрессией и тревогой, но требует от человека способности к размышлению.
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает, и тех последствий для него, к которым могут привести его поступки, побудить человека взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода "договора".
Трансакционный анализ (Э. Берн) направлен на осознание человеком характера его взаимодействий с другими людьми. Он должен осознать, когда он играет роль Ребенка, когда роль Взрослого, и перестать играть эти неосознаваемые роли Ребенка и Родителя, взяв на себя обязательство в общении с определенной группой людей вести себя как Взрослый, более сознательно и реалистично.
Психодрама (Я. Морено) направлена на то, чтобы раскрыть человеку его самые глубинные эмоции, помочь ему освободиться от своих переживаний во время "импровизации", получить эмоциональную разрядку и разрешение проблемы, взглянуть на себя, свое поведение и проблемы со стороны.
Социальная психотерапия позволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому подходу относят группы роста, семейную терапию и групповую терапию. Цель семейной терапии, в которой участвуют все члены семьи, состоит в том, чтобы выявить "больные" точки их взаимоотношений, найти новые подходы в общении с целью улучшить семейный микроклимат.
Методы психотерапии находят все более широкое применение, ибо существует объективная необходимость их применения, поскольку 70% людей проявляют поведение невротического типа, а тяжелыми формами неврозов страдают 5—10% населения, в то время как прекрасное психическое здоровье имеют лишь 24% людей в возрасте от 20 до 29 лет и всего лишь 15% людей более старшего возраста.