Методы исследования и совершенствования безопасности в техносфере
При обосновании состава обозначенных методов будем исходить из того, что производственная деятельность обычно направлена на совершенствование условий существования людей и осуществляется в соответствии с известной формулой: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от них к практике". Следовательно, используемые при этом методы должны удовлетворять данному требованию и представлять собой последовательность эмпирических и теоретических этапов. Цель эмпирического этапа может состоять в выявлении закономерностей, а теоретического – в формулировании на их основе способов совершенствования исследуемых здесь человекомашинных систем.
Выбор и обоснование состава основных научных методов также нужно осуществлять с учетом специфики подобных объектов и потребностей практики. Необходимость же в теоретических методах особенно обозначилась в последнее время в связи с созданием новых образцов техники, технологии, материалов и значительным ростом энерговооруженности производства и транспорта. Кроме того, очевидна невозможность натурного экспериментирования с безопасностью и живучестью человекомашинных систем, равно как и недостаточность одних лишь статистических данных о техногенных происшествиях для их всестороннего исследования.
Что касается специфичности рассматриваемых здесь объекта и предмета, то она определяется реальной сложностью системы "человек – машина – среда", обусловленной наличием в ней нескольких самих по себе сложных и взаимосвязанных компонентов, а также их целенаправленностью или стохастичностью поведения. Последняя особенность вызвана тем, что такие компоненты, как человек и машина, могут вести себя самым неожиданным образом вследствие случайных воздействий внешней среды и чрезвычайной нестабильности собственных параметров. Неопределенность усугубляется и тем, что выходные характеристики одних частей системы являются для других входными.
Проиллюстрируем влияние некоторых внешних и внутренних факторов, определяющих качество функционирования человекомашинной системы, на примере информационной насыщенности и напряженности этого процесса, а также эмоционального отношения к ним персонала. Оказывается, что высокая информационная насыщенность труда человека-оператора снижает вероятность своевременного обнаружения отклонений параметров управляемого им технологического процесса. А вот низкая эмоциональная напряженность более благотворно влияет на выполнение персоналом заданных действий в сравнении как с полным отсутствием таковой, так и с постоянным его пребыванием в стрессовых состояниях.
Более того, высокая мотивация и добросовестное отношение к работе способствуют росту безошибочности людей, однако излишняя ответственность и прилежность приводят их к ненормальной возбужденности и возможным психофизиологическим срывам. Приобретение же навыков повышает надежность выполнения технологических операций, но слишком богатый практический опыт часто приводит человека к излишней самонадеянности. Все это в совокупности как раз и указывает на объективную сложность рассматриваемых здесь человекомашинных систем, а значит – и на необходимость использования современных методов их системного исследования и совершенствования.
На основании вышеизложенного логично утверждать, что основным специальным научным методом исследования безопасности в техносфере должна стать уже известная по параграфу 4.6 системная инженерия. В своей основе данный метод является наилучшим способом реализации на практике таких общепринятых требований, как объективность, всесторонность и конкретность рассмотрения исследуемых сложных объектов, учет их развития и взаимосвязи с другими объектами. Не случайно поэтому системную инженерию называют прикладной диалектикой.
С учетом данного выбора нелишне напомнить, что системная инженерия является составной частью общей теории систем и базируется на принципах не только системного анализа и системного синтеза, но также кибернетики и синергетики. При этом основными этапами практического применения системной инженерии являются эмпирический системный анализ, проблемно-ориентированное описание объекта и цели исследования, теоретический системный анализ и системный синтез. Сама же данная процедура должна иметь итеративный характер, основанный на так называемой гибкой системной методологии.
Подобный подход применим и для обоснования основного специального научного метода совершенствования безопасности в техносфере, т.е. его выбор целесообразно делать с учетом природы и длительности жизненного цикла соответствующих человекомашинных систем, а также количества факторов, реально определяющих качество их функционирования. Вот почему исходя из большой продолжительности создания и эксплуатации современных технологических объектов, исчисляемой десятками лет, и многообразия факторов, влияющих на протекающие в них процессы, можно утверждать, что главным методом обеспечения и совершенствования безопасности должно быть программно-целевое планирование и управление соответствующими процессами.
Необходимость и возможность применения данного метода могут быть подтверждены с помощью выявленных ранее закономерностей аварийности и травматизма в техносфере. Основными особенностями возникновения техногенных происшествий, как это было показано в параграфе 6.2, являются многообразие и случайный характер возможных предпосылок, что не означает, однако, их неуловимости и не подвластности людям. Следовательно, для своевременного выявления и устранения подобного негативного вклада требуется планомерная и целенаправленная работа, т.е. необходимо управление соответствующими процессами.
При уточнении содержания понятия "управление" нужно исходить из данной выше интерпретации производственных операций как функционирования человекомашинных систем. Безопасность и другие сложные свойства таких систем, как известно, обеспечиваются свойствами отдельных компонентов, что требует большого числа мероприятий по обеспечению их качества и взаимной совместимости. При этом реализацию подобных мер нужно осуществлять на всех этапах жизненного цикла каждой такой системы.
Следовательно, под управлением процессом обеспечения безопасности в техносфере (регулированием техногенного риска) ниже целесообразно подразумевать совокупность взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых в целях установления, обеспечения, контроля и поддержания требуемого качества функционирования всех человекомашинных систем. Все эти мероприятия должны проводиться при создании и эксплуатации технологического оборудования, отборе и подготовке эксплуатирующего его персонала, обеспечении и поддержании подходящих для них условий рабочей среды, организации их непрерывного взаимодействия.
Эффективное управление процессом обеспечения безопасности в техносфере предполагает также необходимость в точном формулировании цели, определении способов и условий ее достижения, в оценке необходимых для этого ресурсов. Использование при этом количественных показателей будет способствовать конкретизации задач соответствующей системы, повысит достоверность оценки качества ее функционирования, сократит расход соответствующих ресурсов. А вот дальнейшее совершенствование техносферной безопасности на основе программно-целевого подхода потребует уже разработки соответствующих целевых программ и создания подсистемы оперативного управления их выполнением.
Таким образом, методологической основой обеспечения безопасности в техносфере является совокупность перечисленных выше общенаучных и специальных научных методов анализа и синтеза сложных систем. Указанные методы лежат в основе соответствующего инструментария, а также успешного решения на его основе проблемы
предупреждения и снижения тяжести возможных техногенных происшествий. Конкретные же подходы к использованию предложенных здесь методов исследования и совершенствования будут рассмотрены ниже, после уточнения структуры, целей и задач соответствующей системы, а также обоснования состава ее количественных показателей и критериев.