Методы исследования
Реконструировать и сохранить память о событиях, связанных с возникновением и развитием многообразных видов социальной помощи, характерных для представителей разных стран и континентов в разные исторические периоды их жизнедеятельности, возможно не только через детальное изучение официальных документальных источников и государственных архивов, но и с помощью персональных архивов, через интерпретацию автобиографических повествований получателей социальной помощи и добровольцев, принимавших участие в ее организации. Для этого необходимы нс только количественные методы, но и все многообразие гибких методов сбора и анализа информации. В связи с этим актуальным представляется использование таких методов, как анализ мифов, народных преданий и легенд.
Метод опроса в исторических исследованиях привлекается как способ выявления письменных источников и народных преданий.
При подготовке исторических трудов широко используются культурные артефакты – сырые исторические материалы и вторичные – уже обработанные. Поэтому важен метод анализа разнообразных текстов артефактов – вещей, архивных документов, публикаций в СМИ, материалов текущих архивов и текущего делопроизводства, документальных и художественных фильмов. В данном случае можно говорить о дискурсе как институционализированной форме и практике; в исследовании дискурса выделяется именно контекст, а не сам текст.
Анализируя контекст, в котором были сняты образы, написаны тексты, рассказаны истории, можно приобрести более глубокое понимание идеологий и конкретных социальных практик. Идеология, культура и политика – те контекстуальные факторы понимания социальных проблем и практик социальной работы, которые необходимо, на наш взгляд, истолковывать в рамках этнических, сельских/региональных и иных вариаций понимания социальной справедливости, которые производятся социальными группами с совершенно разным социальным опытом[1].
Используются также методы экстраполяции понятий, персонификации, источниковедческий, исторический, статистический, метод социальных биографий и др.
Проблемы историографии социальной работы
Важной проблемой историографии является систематизация имеющихся источников на основе их критического осмысления. Наиболее разработанные подходы к истории социальной помощи в России принадлежат отечественным ученым XIX – рубежа XX в.: А. Стогу, Е. Максимову, М. Соколовскому, В. Бензину и ряду других исследователей. Особенность их подходов к осмыслению развития социальной помощи заключается в том, что в своих исторических реконструкциях они основывались на работах В. Н. Татищева, С. М. Соловьева, Η. М. Карамзина без учета их видения истории России. Отсюда первоисточником для них явились не летописи и исторические списки, а работы знаменитых историков. Сложность, с которой столкнулись ученые на рубеже XIX–XX вв., состояла в том, что, с одной стороны, новое знание, тем более историческое, невозможно создавать без учета авторитета, но, с другой стороны, необходимо было осмыслить сам процесс в его исторической перспективе, а не только следуя логике современных тенденций и проблем. Отсюда противоречивость в выборе источников. Для исследования древних этапов общественной помощи использовались труды историков, которые не рассматривали вопросы социальной помощи в качестве самостоятельного объекта исторической науки. В то же время применительно к проблемам XIX в. использовались документы, статистические сведения, архивы. В начале XIX в. одной из первых работ по истории отечественной социальной помощи был труд А. Стога "Об общественном призрении". В нем автор связал этапы становления социальной помощи с законодательными актами представителей российского императорского дома и предложил свое видение периодизации процесса помощи на основе правления российских государей.
К проблемам источниковедения общественного призрения одним из первых обратился В. Межов. Он предложил тематические разделы и систематизацию материалов по проблемам общественного призрения, важнейшими среди которых были общие отечественные и зарубежные работы, а также работы, относящиеся к истории, практике, законодательству, отдельным видам социальных патологий и т.д. Однако его систематизация была связана с теми источниками, которые выходили во второй половине XIX столетия, практически в ней не отражены источники более раннего периода.
Большой вклад в развитие истории социальной работы как науки внес профессор М. В. Фирсов. Он предложил использовать в исследовании социальной работы парадигмальный подход, который позволяет комплексно осмыслить все накопленные в этой сфере познания сведения.
Группа ученых ведущих вузов страны под руководством председателя УМО вузов России по образованию в области социальной работы академика РАН В. И. Жукова выпустила в 2011 г. учебник по истории социальной работы, в котором аккумулированы все знания в области социальной работы, включая анализ историографических проблем.
В настоящее время систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи занимаются такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов, К. Кузьмин[2].
Интересным представляется подход К. В. Кузьмина. Суть его подхода состоит в том, что до появления соответствующего названия история социальной работы развивалась и в рамках собственно социальной истории, и в ключе изучения истории социальных явлений (благотворительности, меценатства, беспризорности, профилактической медицины и т.п.).
Активно начинает разрабатываться историческое прошлое практики, теории отечественной социальной работы. Одними из первых шагов в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были работы, посвященные феномену отечественного меценатства и благотворительности. Эта тема нашла отражение в работах А. Боханова, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Нещеретнего, Е. Холостовой, Т. Кононовой и др.
Большой спектр работ – от отдельных статей до диссертационных исследований и монографических изданий (А. П. Афиногенова, Д. А. Пашенцев, С. Г. Зубанова и др.) - был направлен на изучение социального христианского служения Русской православной церкви. Для данных исследований характерно то, что в них критически осмысляется опыт христианского социального служения. Вместе с тем представлено и позитивное начало в деятельности Русской православной церкви, где феноменология христианской благотворительности рассматривается в контексте важнейших исторических событий в России. Таким образом, изучение помощи и поддержки в новой исторической парадигме социальной работы получает свое дальнейшее развитие и освещение на рубеже XX и XXI вв.
Предпринимаются попытки показать процесс помощи и поддержки как целостный культурно-исторический феномен, имеющий определенные этапы своего развития. Можно констатировать, что как па рубеже XIX–XX вв., так и сегодня нет единого мнения по проблеме периодизации социальной работы, да и сам процесс имеет различные понятийные номинации.
Зарубежный опыт социальной работы представлен в трудах А. А. Козлова, В. А. Фокина, М. В. Фирсова, В. II. Колкова, А. Д. Григорьева, К. В. Кузьмина, Б. А. Сутырипа, П. Я. Циткилова и др.