Методы индивидуальной и групповой профессиональной ориентации и консультации
К методам профессиональной ориентации принято относить методы информирования, психологическое и медицинское консультирование, методы психодиагностики, методы психолого-педагогического воздействия. Мероприятия по профориентации предполагают также осуществление психологической поддержки личности.
Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания. Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности личности на рынке труда, помощь в процессе реализации профессиональной карьеры, предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения.
Пути осуществления психологической поддержки – оптимизация психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации личности. К основным направлениям психологической поддержки отнесены психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическая профилактика направлена на содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактику социально-психологических конфликтов. Психологическое консультирование включает оказание помощи личности в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизненных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, достижении эмоциональной устойчивости (включая консультирование руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации). Психологическая коррекция предусматривает активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Психологическая поддержка осуществляется с помощью методов психологического просвещения, психологического и психотерапевтического консультирования, психологической диагностики, психологического тренинга и психологической коррекции. В практике карьерного консультирования в целях психодиагностики полезно использовать опросные методы – "Опросник самонаправленного поиска" Дж. Холланда (см. ЭП-8-1); "Дифференциально-диагностический опросник" Е. А. Климова (ЭП-8-3); в психологическом обследовании безработных – "Опросник ожидаемой поддержки" И. Сарасона, Б. Сарасон, Э. Ширин, Г. Пирса [3] и "Опросник самоорганизации в ситуации безработицы" А. Н. Демина [там же] (см. ЭП-8-4); "Карта интересов" А. Е. Голомштока в модификации Л. А. Головей [15] (см. ЭП-8-4-1). Указанные методики можно отнести к "ручным" средствам психодиагностики, кроме них широко используются компьютерные психодиагностические методы.
Выделяют особые подходы и технологии диагностики и психологического воздействия при консультировании представителей определенных групп населения (школьников; детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; инвалидов; безработных; женщин, совмещающих работу и воспитание детей; лиц, освободившихся из мест заключения, и пр.) [2, с. 449–460]. В последние годы сложилось особое направление карьерного консультирования, которым занимаются психологи кадровых служб организаций. Речь идет о диагностике, технологиях, тренингах карьерного роста в интересах организации и персонала [6].