Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанной на применении мер экономического воздействия. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу.
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляет Закон о таможенном тарифе с многочисленными редакционными правками и принятыми изменениями, оформленными соответствующими федеральными законами (21 закон), а также целая система подзаконных актов, принятых Правительством РФ, Минфином России и ФТС России.
В соответствии со ст. 1 Закона о таможенном тарифе основными целями таможенно-тарифного регулирования являются:
o рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
o поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов РФ;
o создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
o защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
o облегчение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Закон о таможенном тарифе состоит из принципов применения тарифного воздействия на внешнеторговую деятельность, видов таможенных пошлин и их ставок, принципов формирования базы для обложения и, в частности, таможенной стоимости ввозимых товаров, а также методов ее определения, установления тарифных льгот и преференций.
К базовым, формирующим тарифную политику, можно отнести следующие принципы:
1. Таможенный тариф является единым документом для всей территории РФ.
2. Таможенный тариф применяется к товарам, ввозимым на таможенную территорию и вывозимым с этой территории.
3. Ставки таможенных пошлин едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
4. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
5. При введении таможенных пошлин действуют правила базовой ставки, которая применяется в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования. При этом в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, базовые ставки увеличиваются вдвое, кроме случаев применения тарифных преференций. В случае невозможности установления страны происхождения применяются ставки таможенной пошлины в двойном размере.
6. Таможенные льготы и преференции не могут быть индивидуального характера за исключением случаев, прямо оговоренных в Законе о таможенном тарифе.
Особенности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности
В соответствии с Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности нетарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Согласно этому закону, мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются запреты и ограничения экономического характера, а именно:
o количественные ограничения ввозимых или вывозимых товаров в исключительных случаях по решению Правительства РФ (ст. 21);
o недискриминационное применение количественных ограничений (ст. 22);
o квотирование (ст. 23);
o лицензирование (ст. 24);
o исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26);
o применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (пошлин) при импорте товаров (ст. 27).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Как показывает опыт нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в различных странах, наиболее распространенными и наиболее жесткими из всех нетарифных мер являются квотирование и лицензирование импортных и экспортных операций.
Квотирование и лицензирование относятся к группе количественных нетарифных ограничений и могут вводиться Правительством РФ на экспорт и импорт товаров в исключительных случаях в следующих целях:
а) обеспечение национальной безопасности;
б) выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
в) защита внутреннего рынка страны.
Квота - это количественное или стоимостное ограничение экспорта или импорта товаров.
Использование импортных квот, ограничивающих ввоз в нашу страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей. Однако импортная квота может быть полезна лишь при наличии свободной конкуренции на внутреннем рынке. В противном случае предприятия-монополисты будут поддерживать высокие цены в условиях искусственно созданного дефицита на ту или иную продукцию.
Различают следующие виды импортных квот:
o индивидуальные - предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по традиционным странам-поставщикам;
o тарифные - характеризуются как установление определенного объема товаров, при импорте которых применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом, но при превышении квот вводятся увеличенные ставки таможенных пошлин;
o сезонные - устанавливаются на определенное время года, как правило, связаны с пиком производства внутри страны аналогичных товаров;
o глобальные - не устанавливают каких-либо приоритетов для импортера и оставляют ему право свободного выбора партнера при заключении контрактов поставок в пределах установленных квот.
Экспортные квоты используются в тех случаях, когда цены на российские товары на внутреннем рынке меньше, чем цены на аналогичные товары на мировом рынке.
Экспортные квоты можно разделить на две группы:
1) квоты, распределяемые в административном порядке, - включают в себя региональные квоты и квоты предприятий;
2) квоты для аукционной продажи - количественное ограничение экспорта, определяемое Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимое до Межведомственной комиссии по организации конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Квотирование импортных и экспортных операций часто связано с лицензированием.
Лицензирование представляет собой систему государственного контроля над экспортными и импортными операциями, осуществляемого путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения. С 1 июля 2011 г. на территории Таможенного союза применяется единый порядок контроля таможенными органами ввоза и вывоза лицензируемых товаров.
В соответствии со ст. 24 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности лицензирование внешней торговли товарами устанавливается в случаях:
1) введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущества физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3) предоставление исключительного нрава на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) выполнение Россией международных обязательств.
Различают два основных вида лицензий: разовые и генеральные.
Разовая лицензия выдается заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать один год со дня ее выдачи.
Генеральная лицензия выдается заявителю на основании решения Правительства РФ. Это документ, разрешающий экспорт и (или) импорт конкретной группы товаров без количественных и стоимостных ограничений, а также страновых ограничений в течение одного года.
Основой единообразного подхода к квотированию и лицензированию, наряду с установлением порядка получения квот и лицензий, является контингентирование, суть которого заключается в установлении государством контроля над вывозом и (или) ввозом товаров посредством ограничения их номенклатуры в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени.
Порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регламентирован Законом о специальных мерах при импорте товаров. Целью этого закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом и применением демпинговых цен или субсидированном импорте на таможенную территорию РФ.
Специальная защитная мера - это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты. Срок действия специальной защитной меры не может превышать четырех лет.
Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию России осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в России непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики.
Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется но решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Предельный срок действия антидемпинговой меры не может превышать пять лет со дня принятия меры или со дня её пересмотра.
Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером.
Субсидия иностранного государства является специфической, если ее предоставление сопровождается:
o ограничением числа организаций, допущенных к пользованию субсидией;
o преимущественным пользованием субсидией конкретных организаций;
o предоставлением непропорционально больших сумм субсидий конкретным организациям;
o наличием льготного (преференциального) способа предоставления субсидий конкретным организациям.
Предельный срок действия компенсационной меры не может превышать пять лет со дня принятия меры или со дня ее пересмотра.
Одна из мер нетарифного регулирования связана с качеством ввозимых на таможенную территорию РФ иностранных товаров. Государство предъявляет определенные требования к качеству импортируемых товаров для соответствия их техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам.
Сертификация - это процедура подтверждения соответствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в стране.
Порядок проверки качества и соответствия основывается на законах РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 25 июня 2012 г.) и от 10 июня 1993 г. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. от 10 января 2003 г.).
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" установлено три способа подтверждения соответствия: обязательная сертификация, добровольная сертификация и декларация о соответствии.
Обязательная сертификация - подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям, установленным государственными стандартами. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством РФ.
Добровольная сертификация может проводиться по инициативе заявителя. Объектами добровольной сертификации могут быть объекты, не подлежащие обязательной сертификации, а также объекты обязательной сертификации по дополнительным показателям.
Декларация о соответствии - это документ, в котором изготовитель (продавец) удостоверяет, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям. Перечень товаров, соответствие которых может подтверждаться декларацией о соответствии, установлен постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 (в ред. от 1 декабря 2009 г.).