Методы государственного регулирования экономики
Методы государственного регулирования экономики – это способы воздействия государства через исполнительные и законодательные органы на инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики, сферы предпринимательства с целью обеспечения и создания условий для их деятельности с учетом особенностей экономической национальной политики.
Классифицировать методы государственного регулирования экономики можно как по формам, так и по средствам влияния:
1) по средствам влияния:
• административные;
• экономические;
• правовые;
• морально-этические;
2) по формам влияния:
• косвенные;
• прямые.
Методы прямого государственного регулирования экономики воздействуют на функционирование субъектов рынка непосредственно. Прямое влияние осуществляется с помощью экономических инструментов прямого влияния и административно-правовых инструментов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования. К основным инструментам прямого государственного регулирования можно отнести: директивные мероприятия целевых комплексных программ и макроэкономических планов, нормативные правовые акты и государственные заказы, нормативы, централизованно установленные цены, квоты, лицензии, лимиты, государственные бюджетные затраты и т.п.
Методы прямого влияния охватывают также регулирование использования государственных ресурсов и государственной собственности. Объектами прямого воздействия являются прежде всего государственные учреждения, казенные предприятия, ресурсы бюджета.
В качестве методов государственного прямого воздействия можно использовать:
• государственные контракты и заказы на выполнение работ, поставки определенных видов продукции, оказание услуг;
• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
• управление казенными предприятиями;
• государственную поддержку заказов, программ и контрактов;
• лицензирование операций по импорту и экспорту товаров, т.е. внешнеторговых операций;
• нормативные требования к сертификации и качеству продукции и технологий;
• инвестиции в прирост реального капитала;
• административные и правовые ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.
К методам прямого вмешательства государства относятся также и различные формы контроля, обеспечивающие ограничение эмиссии денежных знаков, экспорта капитала, валютный контроль, лицензирование различных видов деятельности,.
Прямые методы государственного регулирования экономики основаны на мощных возможностях власти государства и не связаны с рисками финансового ущерба или с возникновением дополнительного материального стимула.
К косвенным методам государственного регулирования экономики можно отнести методы, регламентирующие поведение субъектов рынка как бы опосредованно (не прямо), через формирование определенной экономической среды, заставляющие их действовать в нужном направлении для государства. К таким методам регулирования можно отнести инструменты бюджетного, фискального, инвестиционного, денежно-кредитного, инновационного, амортизационного и других направлений экономической политики.
Правовые методы государственного регулирования экономики – это система нормативных правовых актов и законов, которая регламентирует деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое принуждение в этом случае обеспечивается силой государственной власти и развитием общественного сознания.
Предметом правового регулирования экономики являются отношения между гражданами, обществом, субъектами хозяйственной деятельности и государственными органами; отношения "внутри" государства, между его органами в связи с необходимостью определения их правового статуса и распределения полномочий, а также отношения между различными субъектами хозяйственной деятельности и т.п.
Основными формами правового регулирования экономики в России являются Конституция и законы России, распоряжения и указы Президента России, распоряжения и постановления Правительства России, нормативные правовые акты центральных органов (ведомств и министерств), нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.
К инструментам прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка относятся административные методы государственного регулирования экономики. Признаками такого влияния являются: прямое влияние должностных лиц или государственного органа на действия исполнителей через установление норм их поведения, обязанностей, отдачу команд (распоряжений, приказов); безальтернативный выбор варианта поведения, способов решения задач; обязательность выполнения распоряжений, приказов; ответственность за уклонение от выполнения приказов субъектов хозяйствования.
Органом государственной власти на конкретной территории является администрация. Она должна обеспечивать внедрение в жизнь постановлений, законов, распоряжений и указов, определяющих отношения между членами общества и играющих важную организационную роль.
Административные методы необходимы для регулирования отдельных видов экономической деятельности с целью защиты природной среды и интересов как общества в целом, так и отдельных граждан. Следует отметить, что административные методы при нормальных условиях в экономически развитых странах играют, как правило, второстепенную роль. И только, когда экономические средства государственного регулирования экономики и рыночный механизм действуют медленно или оказываются недостаточными, использование их становится целесообразным. В качестве инструментов административного регулирования применяются санкции, квоты, нормы, стандарты, лицензии, государственные заказы, цены и т.н.
Для применения экономических методов государственного регулирования экономики государству необходимо создание материальных или финансовых стимулов, которые смогут влиять на поведение и экономические интересы субъектов хозяйствования. То есть применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка решать те или иные задачи в соответствии с частными и общегосударственными интересами и действовать в направлении, необходимом для общества. Таким образом, субъектам рынка удастся сохранить право на свободный выбор своего поведения прежде всего благодаря использованию регулирования с помощью экономических методов.
Экономическое регулирование реализуется инструментами бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, амортизационной, налоговой политики государства и других направлений государственной экономической политики.
Фискальная политика применяет такие инструменты, как налоги, определяющие бюджетные доходы, и государственные закупки, характеризующие бюджетные расходы. Различают рестрикционную (сдерживающую) фискальную политику, которая направлена на сдерживание производства, и экспансионистскую (стимулирующую) фискальную политику, которая направлена через увеличение государственных закупок на стимулирование производства. Существует связь между бюджетным, фискальным и налоговым направлениями политики.
При применении бюджетной политики государство обеспечивает финансирование учреждений сектора общего государственного управления, прямое финансирование инвестиционных программ и обслуживание государственного долга. Расходуются средства государственного бюджета также в таких формах, как субсидии, дотации, субвенции.
Пополнение государственных финансовых ресурсов осуществляется в основном путем применения налоговой политики. Налоговая политика применяется также для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, осуществления структурных преобразований, для стимулирования экономического роста, обеспечения научно-технического прогресса. В рамках налоговой политики реализуется два основных направления: во-первых, это установление налоговых ставок и определение видов налогов и, во-вторых, с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения предоставление отдельным лицам (субъектам) налоговых льгот.
С целью влияния на денежное предложение осуществляется денежно-кредитное регулирование. В качестве основных инструментов при этом Центральный банк России использует: денежную эмиссию, изменение норм обязательных резервов, повышение или понижение учетной ставки, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
В амортизационной политике широко применяется механизм ускоренной амортизации. В результате его использования предприятия прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования получают возможность накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования и окупить большую часть стоимости машин и оборудования.
К методам государственного экономического регулирования относятся также:
• протекционистская политика по отношению к отечественным производителям, при применении которой государство создает благоприятные условия для российских товаропроизводителей: льготное налогообложение или освобождение от уплаты налогов на определенный период, высокие ввозные таможенные пошлины на товары определенных групп (например, автотранспорт), размещение государственного или муниципального заказа, выдача гарантий государства под кредитование;
• при применении политики активного перераспределения доходов, или социальной справедливости, государство может ввести повышенную оплату за использование природных и земельных ресурсов (природную рент}'), увеличить общий уровень налогообложения, ввести выдачу специальных разрешений и лицензий на различные виды предпринимательской деятельности, распределить квоты на добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов (отлов рыбы, добычу зверя); произвести перераспределение доходов через косвенное инвестирование (например, покрытие государством разницы в ставках по банковскому кредиту при вложении организациями средств в приоритетную отрасль) и через прямое бюджетное инвестирование в определенные отрасли народного хозяйства, а также жестко удерживать высокий уровень ставок банковского кредитования через ставку рефинансирования Центрального банка РФ;
• при использовании политики "открытых дверей" государство отменяет или снижает ввозные таможенные пошлины на товары и продукцию иностранного происхождения, создает организационный и законодательный режим наибольшего благоприятствования для иностранных производителей и их продукции на территории государства.
При внедрении морально-этических (пропагандистских) методов государственного регулирования экономики государство обращается к чести, достоинству и совести человека (наемного работника, государственного служащего, предпринимателя и т.п.). Эти методы охватывают мероприятия популяризации и разъяснения целей и содержания экономической политики, воспитания, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей духовные ценности, определенные убеждения, психологические установки, моральные позиции относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от степени доверия людей к государству и надлежащей организации пропагандистских акций.
Деятельность организаций (предприятий) с негосударственной формой собственности регулируется в основном экономическими методами (через денежно-кредитную политику центрального банка и через фискальную политику), а с государственной – в основном административными методами, хотя и использование административных рычагов управления на предприятиях первого типа не исключаются.
Сфера использования косвенного регулирования с развитием рыночной экономики значительно увеличивается, снижая возможности прямого воздействия государства на процессы расширенного воспроизводства.
Методы косвенного воздействия и экономические методы составляют основу рыночной экономики. При этом финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику имеют наибольшее значение. Регулирование государством налогового законодательства также играет большую роль. Налоги в рыночной экономике являются одним из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.
В смешанной и переходной экономиках применяется сочетание косвенного и прямого воздействия. Применение экономических и административных методов в разных отраслях и сферах имеет разную степень распространения, но экономическим методам отдается приоритет.
В современном обществе для эффективного использования методов косвенного воздействия нужны прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность к информации о принимаемых решениях на всех уровнях хозяйствования каждого частного лица.
Жесткое разграничение методов косвенного и прямого воздействия объективно невозможно.