Лекция 10. Методы эмпирической социологии
Для того чтобы провести социологическое исследование одной из сфер общественной жизни, нужно разработать программу исследования. Но что есть программа социологического исследования? Ответ на данный вопрос не может быть найден, если мы не знаем, в чем состоит сущность методологии социологического анализа социальных явлений.
Сущность методологии социологического анализа
Методология определяется как учение о структуре логической организации, принципах, формах и методах научного познания. Методология делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания конкретной науки, например социологии. Подчеркивая данный аспект, В. Г. Харчева справедливо указывает на то, что современные методологи сосредотачивают свое внимание нередко лишь на технических процедурах эмпирических исследований[1].
Надо сказать, что направленность методологии на чисто технические процедуры – традиция западной социологии, которая столь же традиционно оставляет за рамками своего внимания моменты общего характера, обращаясь лишь к частным случаям общественной жизни. Существует мнение, что "самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений – самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"[2].
По сути дела, в этом заключена сущность методологии социологического анализа социальных явлений, т.е. то, чем должны заниматься методологи. Чем бы ни занимался, например, методолог-социолог, какие бы социальные проблемы он ни рассматривал, ни анализировал, он должен всегда понимать, что главная из них – "логическая связь теории с концептуализацией предметной области эмпирического анализа, связь последней с исследуемой социальной реальностью". Методолог-социолог должен в данном случае показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемой человеческой деятельностью, которую они объясняют"[3].
Давайте попробуем понять сказанное на примере повседневной учебной деятельности. Допустим, директора колледжа или техникума тревожит успеваемость учащихся. Успеваемость – это степень успешности усвоения учебных предметов учащимися[4]. Попятно, что директора в данном случае может волновать только низкая степень успешности усвоения учащимися учебных предметов. Но для того чтобы понять причины низкой успеваемости и принять соответствующие меры для ее повышения, необходимо провести социологическое исследование этой сферы жизни колледжа. Для этой цели приглашается социолог. Первое, что делает социолог, – изучает теорию успеваемости, т.е. накопленный историей теоретический уровень знания по данному предмету. Другими словами, социолог- методолог изучает всю совокупность исторических фактов и теорий, объясняющих явление успеваемости. Однако эти теории работали до тех пор, пока они в полной мере объясняли явление успеваемости и с помощью этих объяснений педагоги, преподаватели, директора учебных заведений могли управлять процессом успеваемости и добиваться необходимых результатов. Но ничто не вечно. Происходят различные изменения, появляются новые факты, подходы, в том числе и в области успеваемости учащихся в современных учебных заведениях, и факты эти уже не укладываются в существовавшую до сих пор теорию успеваемости. Следовательно, возникает необходимость дальнейшего развития теории успеваемости, которая бы объяснила все то новое, что возникло в данном явлении. Познание, изучение этих новых фактов, как полагает социолог-методолог, позволит откорректировать теорию и достичь желаемой цели.
Таким образом, в работе социолога-методолога возникает то, что в социологии называют проблемной ситуацией, которая в данном случае формулируется так: существует противоречие между общественной потребностью (выражаемой директором колледжа) в высокой успеваемости учащихся учебного заведения и реальной успеваемостью учащихся, не отвечающей требованиям, предъявляемым обществом к уровню знаний современных студентов.
Предварительная теоретическая работа состояла в том, чтобы проследить с исторической точки зрения, как возникло явление успеваемости, какие этапы развития оно проходило, чем явление успеваемости стало сегодня и чем оно должно стать завтра (желаемое состояние), и что препятствует ему стать тем, чем оно должно стать в соответствии с потребностями общества. Но для того чтобы точно знать, как повысить успеваемость, чтобы она соответствовала потребностям общества, необходимо разработать программу социологического исследования. Давайте попробуем это сделать.