Методы эдукации

В отечественной педагогике устоялось определение, согласно которому метод (от лат. methodus – путь исследования или познания) – это путь, способ достижения заданной цели. Метод относится к деятельности педагога, к деятельности ученика и их совместной деятельности. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, руководства, во втором – о методах учения, познания, а в третьем – о методах эдукации. В структуре методов выделяют приемы – элементы метода, его составные части. Приемом может быть как разовое действие, отдельный шаг в реализации метода, так и модификация небольшого по объему или простого по структуре метода.

Различают методы эдукации и методы робурсации. С помощью первых решаются элементарные проблемы обучения и воспитания; вторые служат для развития высших функций, дарований и духовных сил человека. Главный метод эдукации – приучение, основной метод робурсации – самостоятельная деятельность.

В дореволюционных дидактических руководствах метод определялся как искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство, значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливо будет и другое определение: метод – это системы алгоритмизированных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.

Если зорче всмотреться в природу человека, то можно сделать правильное заключение относительно методов эдукации и робурсации: в них не может быть ничего такого, чего бы человек не мог воспринять с помощью своих органов чувств, осмыслить своим не очень развитым мозгом и принять в собственную душу без мучительной борьбы. Поэтому до сих пор существует достаточно древний перечень методов, который в современной педагогике получил название традиционной классификации методов. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными средствами передачи информации. В данной классификации выделяют пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих методов имеет модификации, приведенные в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Классификация методов эдукации по источнику знаний

Методы

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

Видеометод

Модификации

Приучение

Упражнения

Труд

Самостоятельная деятельность

Самовоспитание

Опыт

Пример

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения

Увещевание

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Лекция

Дискуссия

Диспут

Чтение

Изучение

Реферирование

Беглый

просмотр

Цитирование

Изложение Составление плана Конспектирование

Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем "электронного учителя"

Мониторинг

Эта классификация была и остается наиболее емкой, информативной, к тому же самой простой и очевидной: ведь никаких иных способов, кроме слова, наглядности и практики, не существует, чтобы пробиться к сознанию школьника и вызвать его ответные реакции.

Установлено, что в учебно-воспитательном процессе методы выполняют следующие функции; обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения (обучающая функция); обусловливаются тс или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством мотивации (побуждения) учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности (побуждающая функция). Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих учитель диагностирует ход и результаты эдукационного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.

Современная система методов эдукации представлена в табл. 10.3. Пригодность метода для решения учебно-воспитательных задач оценивается по пятибалльной системе. Оценка пригодности выводилась экспертным путем. Количество знаков "плюс" показывает, насколько метод лучше других способствует решению задачи.

Таблица 10.3

Методы эдукации и их функции

Метод обучения

Оценка пригодности метода для выполнения функций

обучения

развития

воспитания

мотивации

контроля

Рассказ

+++++

+++++

+++++

+++++

++

Беседа

+++++

+++++

+++++

+++++

++

Лекция

+++++

+++++

++++

+++++

+

Дискуссия

+++

+++++

+++++

+++++

++++

Работа с книгой

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

Демонстрация

+++++

+++++

+++++

+++++

++

Иллюстрация

+++++

+++++

+++++

+++++

++

Видеометод

++++

++++

+++++

+++

+++++

Упражнение

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

Лабораторный метод

+++++

+++++

++++

+++++

+++

Практический метод

+++++

+++++

+++++

++++

+++

Познавательная игра

++++

+++++

+++++

+++++

++++

Методы программированного обучения

+++++

+++

+++

++++

+++++

Обучающий контроль

++

++

++

+++++

+++++

Ситуационный метод

++++

+++++

+++++

+++++

+++

Классификацию методов но типу (характеру) познавательной деятельности предложили известные советские педагоги И. Я. Лернер и Μ. Н. Скаткин. Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая но предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы;

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

• репродуктивный;

• проблемное изложение;

• частично поисковый (эвристический);

• исследовательский.

Например, если познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания учащимся предлагаются в готовом виде;

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.). Логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

Репродуктивный метод обучения характеризуется следующими признаками:

1) знания учащимся предлагаются в готовом виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного, – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения являются не участниками, а всего лишь наблюдателями хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения имеет следующие характерные признаки:

1) знания учащимся не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д. В результате у них формируются осознанные прочные знания.

Данный метод получил название частично-поискового, потому что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Учебная деятельность развивается по схеме: учитель → учащиеся → учитель → учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Исследовательский метод обучения характеризуется следующими признаками:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются, а самостоятельно добываются ими в процессе решения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатком можно считать значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Кроме того, применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.