Методы и движущие силы интернационализации бизнеса
Рассмотрев причины, по которым компания интернационализирует свой бизнес (весь или частично), уместно задаться вопросом, какие методы могут быть использованы компанией для проникновения на зарубежный рынок?
В общем случае существуют три основные формы международной конкуренции, зависящие от того, где находится производство: внутри страны или за границей.
Первая и наиболее простая форма – это производство товаров и услуг на внутреннем рынке и экспорт их на зарубежные рынки.
Вторая форма международной конкуренции заключается в переносе производства товаров и услуг на зарубежный рынок на основании соглашения с независимой местной компанией. Существуют разные виды таких контрактов, но все они в основном относятся к одной из следующих категорий:
– технологическая лицензия;
– франчайзинг;
– соглашение о техническом обслуживании;
– управленческий контракт;
– контракт "под ключ";
– международный контракт подряда;
– контрактное совместное предприятие.
Эти контракты заключаются обычно на определенный срок с ограничениями на использование технологий со стороны одного из его участников.
В условиях третьей формы международной конкуренции товары и услуги международной компании производятся на зарубежном рынке, но это производство осуществляется юридическим лицом, в структуру которого входит и рассматриваемая международная компания, владеющая при этом контрольным пакетом акций (не менее 10% акций). Такое владение собственностью, обеспечивающее контроль над управлением активами, объемами производства, финансовыми потоками и процессами принятия решений относительно зарубежных операций, расценивается по международным стандартам как прямые иностранные инвестиции.
Основные характеристики рассмотренных выше способов интернационализации бизнеса компании приведены в табл. 15.1.
Таблица 15.1. Типология способов интернационализации бизнеса
Форма сотрудничества |
Основные характеристики |
||
ограничение по срокам |
объем передачи прав и ресурсов |
способ передачи прав и ресурсов |
|
Зарубежное дочернее предприятие, полностью принадлежащее материнской компании |
Не ограничена |
Как правило, весь объем |
Внутренний |
Акционерное совместное предприятие |
Тоже |
Широкий |
Тоже |
Иностранное участие в капитале компании |
–||- |
То же |
–||- |
Лицензия |
Ограничена условиями контракта |
Ограниченный |
Рыночный |
Франчайзинг |
Тоже |
Широкий, включая поддержку |
Тоже |
Контракт на управление |
–||- |
Ограниченный |
–||- |
Контракт "под ключ" |
–||- |
То же |
–||- |
Контрактное совместное предприятие |
–||- |
Специальный |
Смешанный |
Международный контракт подряда |
–||- |
Незначительный |
Рыночный |
Главными движущими силами нарастающего процесса интернационализации бизнеса в настоящее время являются:
■ дефицит национальных природных ресурсов в одних странах и благоприятные для организации производства природные условия в других;
■ обостряющаяся конкуренция на национальных рынках, которые становятся вялыми по мере насыщения их однородной продукцией;
■ возможность снизить издержки производства и сбыта за счет привлечения более дешевой рабочей силы и "человеческого капитала" так называемых принимающих стран, а также использования иностранного капитала, технологий и опыта управления компаниями;
■ использование дополнительных путей и возможностей повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках;
■ снижение расходов, связанных с национальным государственным регулированием, таких как налоги, затраты на природоохранные меры для достижения соответствия нормам по охране окружающей среды и т.д.;
■ использование возможностей интернационализации бизнеса по снижению потерь компаний от государственного регулирования в принимающей стране: перераспределение изготовления компонентов на заграничных предприятиях, трансфертные цены и другие меры по преодолению таможенных барьеров и торговых ограничений в принимающих странах;
■ растущая неопределенность в долговременном спросе на товары, а также другие многочисленные экономические и политические риски;
■ возможность использовать иностранную индустриальную инфраструктуру, а также валютные ресурсы других стран.
Нарастанию интернационализации бизнеса содействуют также такие вторичные факторы, как:
■ интернационализация капитала, представляющая собой процесс переплетения и объединения национальных капиталов, проявляющийся во все возрастающей миграции капитала между странами;
■ интернационализация научных и технических исследований – объединение усилий разных стран для проведения научных работ, реализующееся посредством международной торговли патентами и лицензиями;
■ всемирный поток информации о научно-технических достижениях во всех отраслях экономики и техники;
■ совершенствование средств связи и транспорта, позволяющее компаниям оперативно реагировать на пожелания заказчиков в других странах, в максимальной степени удовлетворяя их потребности.
Распространению и усилению процесса интернационализации производства способствуют развитие и сочетание таких экономических факторов, как:
– высокий уровень международного разделения труда;
– накопление и концентрация капитала;
– специализация и кооперирование компаний в международном масштабе;
– ускоренное формирование мирового рынка;
– опережающие темпы роста внешней торговли и прямых иностранных инвестиций по сравнению с динамикой развития индустрии.
Таким образом, интернационализация мирохозяйственной системы представляет собой объективный экономический процесс возникновения и развития связей между национальными хозяйствами разных стран. Ее воздействие в настоящее время на мирохозяйственные процессы носит комплексный характер и охватывает практически все подсистемы мирового хозяйства и все страны.