Лекция 3. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• понятие закона организации;

• классификацию и сущность законов организации;

уметь

• формулировать законы организации и давать пояснения к их практической значимости;

• анализировать действие законов организации в конкретных компаниях;

владеть

• навыками разработки рекомендаций компаниям по совершенствованию их деятельности в соответствии с законами организации;

• методами динамического равновесия организации как сбалансированными процессами развития организационных систем.

Понятие и классификация законов организации

Любая система подчинена действию законов природы и общества. Законы в обществе понимают в двух смыслах:

– как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер, являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, т.е. выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса;

– как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти.

Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации; способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компании.

Рассмотрим две группы законов организации: универсальные и специфические (рис. 3.1). Действие универсальных законов распространяется на биологические, социальные и частично – технические системы. Специфические законы касаются только социальных организаций.

Рис. 3.1. Законы организации

Закон синергии

В системе могут проявляться свойства, имеющиеся у отдельных ее элементов и присущие им вне системы. Например, равноудаленность геометрической окружности от точки, называемой ее центром, верно и для всей кривой и для любой ее части; текучестью обладают газы – кислород и водород и образующаяся в результате их химического соединения жидкость – вода.

Существует и другая уникальная группа свойств системы – эти свойства присущи лишь всей системе в целом и отсутствуют у входящих в ее состав элементов. Например, свойство замкнутости окружности, которым не обладают ее части; практически не сжимается вода, хотя ее элементы – кислород и водород – в свободном состоянии этим свойством не обладают; число "два", образованное путем сложения "единиц", представляет собой четное число, тогда как слагаемые – нечетные; смесь одного литра этилового спирта и одного литра воды даст объем жидкости (водки) менее двух литров в результате более плотной упаковки молекул; двигатель автомобиля не может выполнять системную функцию передвижения транспорта; предприятие как система, которая выпускает продукцию или оказывает услуги, тогда как отдельно, например, заготовительный, механообрабатывающий и сборочный цеха не могут этого делать; право юридического лица предприятия. Объединенные в систему элементы могут также терять ряд своих свойств, присущих им вне системы. Происходит это за счет преобразования структуры взаимосвязей, ограничивающих многообразие свойств ее элементов. Так, например, работники фирм в процессе хозяйственной деятельности используют только те свои качества, которые нужны в этой деятельности, а их разнообразные способности в спорте, искусстве и других сферах на производстве не проявляются.

Такие свойства системы называются эмерджентными. Эмерджентность (от англ, emergence – возникающий, неожиданно появляющийся) – качество, свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему[1]. Отдельные элементы утрачивают некоторые свои свойства, но, включенные в систему, они в итоге формируют новые, "системные" свойства.

Синоним эмерджентности – "системный эффект". Эмерджентные свойства отражают саму суть, ОГЛАВЛЕНИЕ системы как единого целого. Поэтому систему можно определить как множество элементов, обладающих эмерджентными свойствами.

Возникающие в системах управления организацией эмерджентные свойства могут способствовать достижению целей управляющей системы и рассматриваться ею как положительные, позитивные, а могут препятствовать целям управления, и тогда они являются нежелательными, негативными. Одной из важнейших задач менеджмента является выявление, качественная оценка эмерджентных свойств систем управления и количественное определение силы их проявления. Менеджер должен анализировать не только отдельные элементы подведомственной ему организационной системы, а обязательно рассматривать их поведение во взаимодействии, чтобы понять, какими позитивными и негативными эмерджентными свойствами эта система может обладать. При необходимости он должен так преобразовать систему управления, меняя элементы организации и взаимосвязи, чтобы позитивные свойства сохранились и усилились, а негативные исчезли или стали несущественными.

Незнание закономерности целостности, нежелание или неумение ее учитывать часто приводит к отрицательным и даже катастрофическим последствиям для организации.

Так многие руководители, формируя структуры управления, увлекаются созданием многочисленных управленческих подразделений, каждое из которых призвано решать свои, возможно, важные, но локальные по отношению ко всей организации задачи. Когда количество подразделений начинает превышать определенный уровень, то возникает эмерджентный эффект переусложнения организационной структуры и резкий рост неуправляемости всей организации.

Советы консультанта[2]