Методы доказательства
Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некое положение. Такими аргументами могут быть факты, проверенные положения, заключения, точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента.
Не все и не всегда можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказываемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной.
Надежность доказательства определяется фактологией, методологией его построения, формально-логическим следованием и даже готовностью к восприятию аргументов и фактов.
Доказательство – это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоего суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.
В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и возможностей его проведения формы доказательства могут быть различными.
Существуют доказательства фактологические, опирающиеся в основном на фактический материал, формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики, экспериментальные, построенные на эксперименте, эмпирические, опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт.
Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве выделяются три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация.
Тезис – это суждение, истинность и восприятие которого устанавливается в доказательстве, аргументы – суждения, из которых выводится тезис, демонстрация – логическая форма связи двух первых элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, т.е. тезиса из аргумента.
Существует множество разнообразных приемов и способов доказательства (рис. 2.14).
1. Доказательство от определения. Оно построено на четком определении ключевых категорий так, чтобы определения этих категорий не вызывали сомнений относительно их адекватности реальным явлениям и практическому опыту.
Рис. 2.14. Классификация методов доказательства
2. Доказательство от обратного, по принципу приведения некоего утвержденияк нелепости, абсурду. Если принимаются аргументы об абсурдности обратного, противоположного доказываемому, то считается, что первоначальное суждение истинно или по крайней мере корректно. Это прием опровержения истинности утверждения, которое оказывается нелепостью.
3. Доказательство, построенное на анализе свойств исследуемого объекта.
4. Доказательство на основе классификации факторов, позволяющих установить свойства объекта исследования и причины его поведения.
5. Аксиоматическое доказательство. Первоначально формулируется аксиома – бесспорное, понятное и принятое положение, затем строится доказательство, базирующееся, как правило, на нескольких аксиомах.
6. Фактологическое доказательство, в котором главную роль играют факты. То или иное положение, вывод или идею могут доказывать не отдельные или разрозненные факты, а определенная их концентрация и конструкция. Факты надо накапливать и систематизировать.
7. Доказательство по рабочей гипотезе или концепции (гипотетическое, концептуальное доказательство).
8. Экспериментальное доказательство, главная опора которого – результаты эксперимента.
9. Доказательство по комплексу используемых методов, методологии построения доказательства.
Вообще в деятельности менеджера, причем не только в исследовательской, но и при реализации других функций, способность доказывать, а следовательно, убеждать, имеет очень большое значение.
Эффективность доказательства определяется правильным выбором его приемов в соответствии с предметом и характером исследования, особенностями и назначением его результатов.
В обобщенном представлении эффективность доказательства зависит от множества факторов – гносеологических, методологических, социально-психологических, риторических. Но наиболее важную роль играют факторы, отражающие ОГЛАВЛЕНИЕ доказательства.
Тезис или доказываемое положение должны соответствовать правилу точности формулировки, неизменности по всем этапам доказательства. На практике нередко приходится наблюдать подмену тезиса, подмену понятий. Эта ошибка проявляется в том, что выдвинутый в начале доказательства тезис в процессе доказательства заменяется другим. Встречается подмена количественных характеристик тезиса (доказанное относительно части объекта переносится на весь объект), подмена модальности (вероятность выдается за достоверность).
В обеспечении эффективности доказательства необходимо следовать и правилу истинности аргументов. Часто встречаются ошибки недоказанного основания. Одной из распространенных ошибок является "круг в доказательстве". Она заключается в замкнутости аргументов, не выходящих на тезис. Принципом, предостерегающим от этих ошибок, является принцип доказательственной независимости аргументов.
Если аргументационная процедура не является логически строгим доказательством, но обеспечивает некоему суждению определенную степень вероятности, ее называют обоснованием.