Методы балансирования платежных балансов
Формально платежный баланс, как всякий батане, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема покрытия дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. При этом речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны погашать займы, включая проценты, а инвесторы в любой момент могут репатриировать свои инвестиции.
Источником покрытия дефицита платежного баланса служат кредиты МВФ, предоставляемые обычно при условии проведения государством-заемщиком стабилизационной программы (см. параграф 9.2), а также других международных финансовых институтов.
Для погашения дефицита платежного баланса страны привлекают средства на мировом финансовом рынке в форме кредитов и выпуска ценных бумаг (см. гл. 8). Однако эти источники внешнего финансирования дороже, чем кредиты международных финансовых организаций, и труднодоступны, особенно для стран, имеющих крупный внешний долг.
Иногда привлекаются краткосрочные кредиты в форме валютных своп-операций между центральными банками путем купли-продажи их национальных валют.
С середины 1970-х до середины 1980-х гг. развитые страны привлекали нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта подорожавшей нефти в свою пользу.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты и субсидии странам по линии иностранной помощи.
Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных и реже — золотых резервов.
Исторический экскурс. После отмены золотого стандарта применение золота для погашения обязательств по платежному балансу сократилось. Золото как чрезвычайное международное платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на необходимую валюту. При экстремальной ситуации, например в период Второй мировой войны, международные расчеты ряда стран (включая СССР) осуществлялись непосредственно золотыми слитками международного класса (вес 400 тройских унций, проба не ниже 995-й).
После войны США покрывали золотом от 1/5 до 1/3 дефицита платежного баланса в 1950—1970-х гг. Однако опыт США показал, что даже страна с крупнейшим золотым запасом не может долгое время использовать данный метод покрытия платежного баланса (это способствовало сокращению их золотого запаса).
Стремясь сохранить право собственности на свои золотые запасы, некоторые страны (Италия, Португалия, Уругвай и др.) предпочли использовать золото как обеспечение иностранных займов для покрытия дефицита платежных балансов в середине 1970-х и начале 1980-х гг.
Италия, у которой золотой запас составлял 3,5 млрд долл. В 1974 г., для балансирования платежного баланса получила кредит у ФРГ в 2 млрд долл. сроком на два года под золотое обеспечение исходя из среднерыночной цены золота (120 долл. за унцию в тот период). По требованию ФРГ это золото было изъято из хранилища в США и депонировано в Бундесбанке. Банк Португалии в 1976 г. получил кредит (580 млн долл.) у ряда банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса; в 1983 г. Португалия получила от Банка международных расчетов (БМР) заем в 300 млн долл. сроком на 3 месяца под залог 30 т золота.
Для погашения международных обязательств, особенно долговых, страны-должники периодически продают на рынке золото из официальных резервов на конвертируемые валюты, в которых номинирован внешний долг.
Однако преобладает бережное отношение стран к своим золотым резервам. Это проявилось в форме острого бюджетного и долгового кризиса в еврозоне в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса. Страны ЭВС не использовали золото для погашения своих долгов, предпочитая иные методы (см. параграф 7.5).
Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные валютные резервы свободно конвертируемых иностранных валют. Однако США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттон-Вудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. В 1950—1960-х гг. США покрывали до 70—80%, а после отмены конверсии доллара в золото в 1971 г. — до 100% пассивного сальдо платежного баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в международном обороте и их периодическому обесценению. В отличие от США другие государства, чтобы погасить дефицит платежного баланса иностранной конвертируемой валютой, должны ее "заработать" путем экспорта товаров и услуг.
С 1970-х гг. в целях покрытия дефицита платежного баланса стали применяться СДР для приобретения свободно конвертируемой валюты в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах всего 1,2% в 2010 г. Они неравномерно распределяются между странами — членами МВФ в зависимости от их взносов в его капитал. Вопреки первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. В 1979— 1998 гг. страны — члены ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли ЭКЮ, с 1999 г. — евро.
Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг. Например, США, страны зоны евро размещают облигации казначейства в центральных банках других стран.
Средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и кредитов. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи характерно для развивающихся стран, платежные балансы которых дефицитны.
Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов, вывоза капитала.
Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 1970-х гг. Оно возникло как следствие недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием интернационализации хозяйственных связей длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в национальной и мировой экономике. Межгосударственное регулирование осуществляют международные экономические организации (ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, международные финансовые институты и др.). Они унифицируют нормативно-правовую основу внешнеэкономической деятельности (унифицированные правила охватывают 9/10 мировой торговли товарами и коммерческими услугами), регулируют условия электронной торговли с использованием сети Интернет. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: унификация правил основных форм международных расчетов, согласование условий государственного кредитования экспорта, двусторонние правительственные кредиты, кредиты международных финансовых институтов.
Например, деятельность ВТО по регулированию мировой торговли влияет на платежные балансы стран-членов. Участие в ВТО дает им возможность облегчить и улучшить доступ на внешние рынки в связи с отменой на них субсидий и торговых барьеров (таможенных пошлин). Страны — члены ВТО обязаны предоставить иностранным партнерам национальный режим ввозимых ими товаров и услуг. Это дает возможность странам отстаивать права па участие в формировании международной торговой системы в целях защиты национального рынка от дискриминационных мер, например от злоупотреблений антидемпинговыми пошлинами, которые приносят им потери.
Участие в ВТО способствует созданию условий для увеличения притока в страну иностранных инвестиций. Это обусловлено требованиями ВТО к странам обеспечить: стабильность предпринимательской деятельности; защиту прав интеллектуальной собственности; снижение цен за счет усиления конкуренции и снятия таможенных барьеров по импорту товаров; прозрачность законодательства и мер по регулированию торговли, снижение административной нагрузки на бизнес.
Страны, присоединившиеся к ВТО, имеют возможность оспорить несправедливость дискриминационных мер через Орган по разрешению споров ВТО.
Одновременно участие стран в ВТО увеличивает риск усиления конкуренции с иностранными партнерами на их национальных рынках товаров, услуг и всех сегментах финансового рынка (см. параграф 10.5).
В связи с активным привлечением иностранных кредитов, в частности для покрытия дефицита счета текущих операций платежного баланса, осуществляется межгосударственное регулирование внешней задолженности. Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер. Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита.
Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики — поддержанием экономического роста и обеспечением занятости, снижением инфляции, которые требуют усиления хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных ставок.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом. Возникают конфликты по вопросам либерализации МЭО между развитыми государствами, а также между ними и развивающимися странами.
В условиях глобализации мировой экономики расширяется и углубляется межгосударственное финансово-экономическое регулирование, воздействующее на МЭО, в том числе платежный баланс. Глобализация регулирования проявляется в разработке нормативных документов — соглашений, деклараций, конвенций, рекомендаций. В период современного мирового финансово-экономического кризиса новое качество глобализации финансово-экономического регулирования проявилось в формировании "Группы 20" с участием не только развитых, но и развивающихся стран. Ее рекомендации по преодолению кризиса и обеспечению финансово-экономической стабильности, включая платежные балансы, приобрели наднациональный и обязательный характер.
Поскольку кризис выявил банкротство либеральной модели регулирования, решения саммитов "С20" направлены на усиление надзора и контроля за деятельностью участников мировых рынков в целях обеспечения стабильности мировой экономики, включая платежные балансы.