Методы анализа особенностей идентичности

В консультировании по вопросам самоопределения могут использоваться различные диагностические методики, выбор которых зависит от специфики проблемы и характера подготовки консультанта. Рассмотрим некоторые из них.

Методика "Двадцать утверждений", или "Кто я?" М. Куна и Т. Макпартленда

Назначение. Тест М. Куна и Т. Макпартленда был создан для изучения установок индивида на себя [1] и широко используется для выявления содержательных характеристик идентичности: прежде всего когнитивных, а также ценностно-мотивационных, аффективных, поведенческих.

Общие сведения. Методика М. Куна и Т. Макпартленда в литературе имеет несколько различные обозначения [2]: "тест установок личности на себя" или "тест 20 высказываний", "тест двадцати утверждений на самоотношение", тест "20 ответов", опросник "Кто я?" и т.д.

Представляет собой свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, т.е. относится к методам пестапдартизовапных самоотчетов, имеющих свои плюсы (возможность анализировать самоописание и самоотношение, выраженное языком самого субъекта) и минусы (трудность самоописания, неоднозначность интерпретации).

Несмотря на имеющиеся недостатки и кажущуюся простоту, тест двадцати утверждений является одним из самых популярных и востребованных методов исследования различных аспектов и видов идентичности. Так, с помощью данной методики исследуются половая, гендерная, возрастная, этническая (национальная), семейная, профессиональная, личностная и другие самоидентичности. Доступность процедуры теста делает возможным его применение не только в исследовательских, но в психотерапевтических, коррекционных целях. Различные модификации методики используются в практике консультирования и работы тренинговых, психотерапевтических групп.

Мы представляем классический вариант теста, а также его модификации, разработанные разными авторами под различные цели и задачи.

Классический вариант теста

Теоретическая основа. Тест разработан в рамках "Айовской школы" символического интеракционизма.

Процедура обследования. Тест представляет собой простую процедуру работы с испытуемым, которому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос "Кто я?" На выполнение теста дастся 12 мин. Обработка ответов по методике "Кто я?" включает в себя количественный и качественный анализ полученных данных.

Оборудование, стимульный материал. Лист бумаги, содержащий инструкцию.

Инструкция: "Ниже на странице вы видите 20 пронумерованных пустых линеек. Будьте добры, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос “Кто я?” Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку ваше время ограничено".

Обработка результатов. Обработка ответов осуществляется методом контент-анализа. Все ответы теста относятся к одной из двух категорий: объективное или субъективное упоминание. Объективными упоминаниями считаются те характеристики, которые связаны с отнесением себя к конвенциональным группам или классам, чьи границы и условия членства знают все. Характеристики себя, связанные с группами, классами, чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения требуют указания самого респондента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми, относятся к субъективным упоминаниям. Примерами первой категории являются такие самохарактеристики, как "студент", "девушка", "муж", "христианин", "уроженец города", "дочь", "старший ребенок", "изучающий рекламу", т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным статусам и классам. Примерами субъективных категорий являются такие, как "счастливый", "усталый", "очень хороший студент", "слишком толстый", "хорошая жена", "интересная".

При анализе все объективные высказывания относятся к одной группе, в то время как все "не-ответы" (т.е. оставшиеся незаполненными строки списка) и субъективные утверждения попадают в другую группу.

Индивидуальным "локусным баллом" называется количество объективных характеристик, указанных данным респондентом при работе с тестом "двадцати высказываний".

Исходные положения интерпретации. В основе создания теста лежит предположение, согласно которому человеческое поведение организовано и направлено имеющимися у индивида установками на самого себя.

Авторы теста исходят из того, что вопрос "Кто я?" является вопросом, который логически связан с тем, с чем себя идентифицирует индивид, т.е. с социальным статусом и теми чертами, которые, но его мнению, связываются с этим. "Просьба сообщать подобные характеристики так, “как будто бы он отвечает лишь самому себе”, направлена на выявление его общих установок на самого себя, а не отдельных специфических установок, которые могут искусственно связываться с тестовой ситуацией или возникнуть под влиянием экспериментатора. Требование теста дать двадцать высказываний, связанных с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и многоаспектной природы индивидуальных статусов, а также из их интереса к вопросу о том, связан ли порядок ответов со статусом индивида в обществе, и к проблеме исследования диапазона установок личности на себя" [3].

Исследователи считают, что даваемые формулировки операционально определяют "личностное Я" тестируемых как некой интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе, а порядок ответов является отражением модели "Я-концепции". Такой теоретический подход дает основания предполагать, что различия в идентификации "личностного Я" эквивалентны различиям в том, как индивиды в обществе связывают свою судьбу с рядом возможных референтных групп.

По мнению авторов, данные, полученные с помощью теста "20 высказываний" полностью подтверждают, что люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми идентификациями, поэтому для предсказания поведения индивида необходимо знать его субъективное определение своей идентичности.

Модификации интерпретационной шкалы

Помимо представленного выше классического деления ответов теста "20 высказываний" на две категории "объективное — субъективное", существует множество различных частных классификаторов, непосредственно создаваемых исследователями в соответствии с тематикой своих работ.

Интерпретационная шкала Л. Зучера. Наиболее известной является интерпретационная шкала, разработанная Л. Зучером. Развивая идеи М. Куна, Зучер проанализировал ответы испытуемых на вопрос "Кто я?" и предложил рассортировать их на следующие четыре категории: "физическое Я" (как объект во времени и пространстве), "социальное Я" (место в группе, социальная роль), "рефлексивное Я" (индивидуальный стиль поведения, особенности характера), "океаническое Я" (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации). Зучер показал, что модели самоидентичности не жестко фиксированы, они связаны с контекстом жизни, но многие люди все- таки описывают себя в этих четырех категориях [4].

В других работах количество категорий для анализа было увеличено. Представим для примера классификаторы отечественных исследователей.

Интерпретационная шкала И. А. Коневой. В исследовании И. А. Коневой, посвященном выявлению особенностей образа "Я" младших подростков с задержкой психического развития, была использована авторская модификация методики М. Куна и Т. Макпартленда, включающая интерпретационную шкалу из шести категорий [5].

Представим процедуру проведения и особенности обработки результатов в данной модификации теста "Кто я?".

Процедура обследования. Автором предусматривается как фронтальная, так и индивидуальная форма проведения методики. При фронтальной форме проведения подростки рассаживаются за парты по одному.

Всем раздаются чистые листы бумаги, кратко сообщается цель работы ("узнать, что ребята вашего возраста думают сами о себе").

Предлагается в правом верхнем углу листа написать свое имя и только первую букву фамилии (для сохранения анонимности испытуемых). Затем предлагается пронумеровать страницу но вертикали от 1 до 20 (возможен показ на доске).

Дается инструкция. Уточняется, все ли понятно. На вопрос учеников о содержании самохарактеристик дается однообразный ответ: "Пишите все, что вы думаете о себе".

По истечении 15 мин, независимо от того, сколько суждений смогли написать испытуемые, им предлагается закончить работу и оцепить значимость каждого суждения по шкале от 1 до 3 баллов:

• 3 — ответ имеет большое значение для меня;

• 2 — ответ имеет среднее значение для меня;

• 1 — ответ имеет небольшое значение для меня.

Значения критериев записываются на доске.

Инструкция'. "Напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на один вопрос “Кто я?” (записывается на доске), располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Отвечайте гак, как будто вы отвечаете сами себе, а не кому-то другому. Я обещаю, что все ваши записи останутся у меня: о них не узнают ни родители, ни учителя. Старайтесь писать быстро, у вас всего 15 мин".

Обработка результатов. Обработка ответов осуществляется методом контент-анализа и подсчета количества самохарактеристик. По мнению И. А. Коневой, последнее отражает общий уровень самопрезентации.

Как и в классическом варианте методики "Кто я?", контент-анализ используется для выделения двух аспектов образа "Я" у испытуемых:

а) объективного аспекта, включающего социальные и поведенческие самохарактеристики: подросток описывает себя преимущественно в терминах своих социальных ролей, статусов и поступков;

б) субъективного аспекта, включающего мотивационные самохарактеристики: подросток описывает себя в терминах эмоций, установок и желаний.

Соотношение этих аспектов трактуется как характеристика субъективной активности подростка в плане самопознания и свидетельствует об определенном уровне развития рефлексивности. Так, объективные самохарактеристики констатируют очевидные, "внешние" особенности образа "Я", а субъективные показывают скрытые тенденции, "внутреннюю картину" образа "Я", что предполагает собственную внутреннюю активность в процессе самоанализа [6].

Кроме того, проводится контент-анализ модальностей "Я-образа". За основу анализа взята классификация модальностей образа "Я", разработанная И. С. Коном применительно к образу "Я" взрослого человека и включающая в себя следующие характеристики [7]:

1) физические самохарактеристики;

2) социальные идентичности;

3) личностные диспозиции.

Исходя из данных собственного исследования, согласно которому формирующийся образ "Я" младшего подростка очень динамичен и представляет собой развивающуюся систему, И. А. Конева видоизменила классификацию модальностей образа "Я" И. С. Кона применительно к подросткам. Классификация включает в себя следующие параметры:

1) физические самохарактеристики.

2) социальные идентичности:

а) характеристики своих действий и поступков;

б) характеристики своих социальных статусов и ролей;

3) личностные диспозиции:

а) самохарактеристики через характеристики других;

б) характеристики своих предпочтений и желаний;

в) характеристики собственных личностных качеств.

Таким образом, представленная модификация теста "Кто я?" делает упор на выявлении когнитивных, ценностно-мотивационных и поведенческих аспектов идентичности подростков.

Интерпретационная шкала Н. Л. Ивановой. В исследовании Н. Л. Ивановой, посвященном социальной идентичности и общим закономерностям трансформации идентификационных структур, была использована шкала анализа идентификационных характеристик но следующим 20 показателям [8]:

• личностные качества (добрый, искренний, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый, кличка);

• учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в университете, учитель, игрок, поэт);

• семейная принадлежность (дочь, сын, брат, имя и т.д.);

• этническая идентичность (русский, татарин и др.);

• полоролевая идентичность (юноша, девушка);

• локальная, местная идентичность (из Ярославля, Костромы и т.д.);

• религиозная идентичность (христианин, мусульманин, верующий);

• гражданство (гражданин страны, россиянин);

• дружба (друг, восприятие себя членом группы друзей);

• деятельность (хочет играть в футбол, любит решать задачи);

• общение (хочет пойти в гости, любит общаться с людьми);

• перспектива деятельности, пожелания, мечты, связанные с деятельностью (буду хорошим учителем);

• перспектива общения, пожелания, мечты, связанные с людьми (буду иметь хороших друзей);

• самооценка способности к деятельности (хорошо плаваю);

• самооценка социальных навыков (умею общаться с разными людьми);

• субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

• фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

• переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен);

• описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

• глобальное, экзистенциальное "Я" (человек разумный, моя сущность).

Дополнительно проводился анализ идентичности в соответствии с шестью обобщенными показателями.

1. "Рефлексивное Я" — характеристики, связанные с личностными качествами, позитивными или негативными самооценками, например добрый, хороший, умный.

2. "Социальное Я" — характеристики, связанные с социальным статусом, групповой принадлежностью, например студент, член семьи.

3. "Физическое Я" — характеристики, связанные с представлением о своих психофизических данных, например высокий, красивый.

4."Материальное Я" — характеристики, связанные с осознанием своих материальных возможностей, восприятием себя в роли владельца определенных вещей, например: у меня есть дом.

5."Деятельностное Я" — характеристики, связанные с представлением о своих конкретных занятиях, например: люблю выращивать цветы.

6."Коммуникативное Я" — характеристики, связанные с направленностью на общение и взаимодействие, например: у меня много друзей.

Интерпретационная шкала И. С. Клециной. Разработанная И. С. Клециной шкала направлена на выявление роли гендерных характеристик в структуре "Я-концепции" личности, а также на изучение содержательных характеристик идентичности личности [9].

Предлагается выделить следующие шесть категорий.

1. Семейные и межличностные роли (к этой категории относятся варианты ответов типа: я — мать, жена, сын, муж, подруга и др.).

2. Профессиональные роли (я — будущий психолог, студент, предприниматель, исследователь).

3. Другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я — коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).

4. Фемининные характеристики — личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я — заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный).

5. Маскулинные характеристики — личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я — сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный).

6. Нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-фемининности (я — веселый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).

Интерпретации результатов. Первые три категории составляют ОГЛАВЛЕНИЕ социальной идентичности испытуемых. Следующие три категории рассматриваются автором шкалы как составляющие личностной идентичности.

Отдельно выясняется, присутствует ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я — мужчина (женщина), юноша (девушка)), и определяется порядок ее упоминания. Первые три места, по мнению И. С. Клециной, свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре "Я-концепции" личности.

После обработки результатов подсчитывается количество характеристик в каждой из выделенных категорий, полученные результаты заносятся в таблицу (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Результаты обработки теста "Кто я?"

Результаты

Семейные роли

Профессиональные

роли

Другие социальные роли

Фемининные

характеристики

Маскулинные

характеристики

Нейтральные

характеристики

Количественные

значения

Интерпретация результатов проводится на основе теории гендерной схемы С. Бэм и информации о гендерных стереотипах, которая опирается на следующие рассуждения: "Быть мужчиной или женщиной — значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-фемининности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины — более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. Соответствие стереотипам о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать но профессиональным успехам, а женщин — по наличию семьи и детей" [10].

По мнению И. С. Клециной, большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре "Я-концепции" личности. Если в числе первых грех ответов есть самоописанис, обозначающее пол, а семейные роли и фемининные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого тестируемого поло- гипизированной "Я-концепции".

И. С. Клецина отмечает, что если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, при этом такие категории, как "другие социальные роли" и "нейтральные характеристики" имеют большее число упоминаний, чем иные категории, то можно делать вывод о неполотипизированной " Я - кон це11 ни и ".

Обработка ответов подразумевает определение эмоционально-оценочной составляющей "Я-концепции" по соотношению положительных и отрицательных высказываний о себе.

Таким образом, этап обработки протоколов методики "Кто я?" с индивидуальными самоописаниями включает в себя отнесение каждого ответа к отдельному показателю в соответствии со шкалой анализа идентификационных характеристик с использованием контент-анализа (метода выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях). Полученные по каждому клиенту данные заносятся в общую таблицу первичных значений, на основе которых может происходить дальнейший статистический анализ.

Модификация методики "Кто я?" Т. В. Румянцевой.

Назначение. Данная модификация выполнения и обработки теста разработана автором для работы психолога-консультанта с клиентом в процессе консультирования и предполагает его активное участие [8].

Инструкция: "В течение 12 мин вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: “Кто я?”. Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос".

Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов — количественный: "Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Причем отдельной считается та характеристика, которая далее уже вами не может поделиться. Сбоку от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

• “+” — знак “плюс" ставится, когда в целом вам лично данная характеристика нравится;

• — знак “минус” ставится, когда в целом вам лично данная характеристика не нравится;

• “±” — знак “плюс минус одновременно” ставится, когда данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

• “?” — знак “вопрос” ставится, когда вы не знаете на данный момент времени, как вы точно к ней относитесь, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить прямо над самой характеристикой. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака, или двух-трех. После того, как вами будут оценены все характеристики, подведите итог: сколько всего получилось ответов, а также, сколько ответов каждого знака".

Исходные положения и интерпретации.

1. Понятие идентичности относится к области самосознания личности и складывается из обобщения реакций самого человека на мнение о нем окружающих людей. Особую роль при этом играют первичные группы (семья, друзья, соседи и т.д.), которые непосредственно влияют на формирование представления о себе и своем месте среди других людей.

2. Идентичность появляется в результате взаимодействия с другими людьми, усвоения общественных норм, ценностей, способов деятельности, т.е. представляет собой своеобразное отражение обобщенных взаимодействий (интеракций), имеющих место в ходе личностного, неформального, непосредственного общения.

3. Согласно Дж. Миду, есть два основных логически связанных типа (уровня) идентичности — неосознаваемая и осознаваемая, которые демонстрируют переход от неосознанно принятых человеком норм, ролей и привычек другого к осмысленному отношению к себе и своему поведению. Так, наличие осознаваемой идентичности у человека говорит об имеющейся у него личностной свободе (относительной), возможности думать о цели и тактике своего поведения.

4. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка (при помощи категорий, выработанных в языке).

5. Идентичность выполняет ряд функций — ориентационную, структурную, целевую, экзистенциальную. Она функционально придает целостность, непрерывность и определенность личности, обеспечивает сходство с одними людьми и категориями и отличия от других, лежит в основе регуляции поведения в соответствующих условиях.

6. Идентичность обеспечивает одновременно процессы дифференциации и интеграции "Я". Дифференциация проявляется в определенности границ, целостности и независимости "Я". Интеграция "Я" проявляется в субъективном объединении себя с другими людьми, что осуществляется на основе сравнения и оценивания других.

7. Идентичность является сложным личностным образованием, имеющим многоуровневую структуру, включает в себя различные виды, компоненты и показатели идентичности. Шкала анализа идентификационных характеристик может быть представлена в виде семи обобщенных компонентов идентичности: "социальное Я", "коммуникативное Я", "физическое Я", "материальное Я", "деятельное Я", "рефлексивное Я", "перспективное Я". В качестве самостоятельных компонентов выступают проблемная и ситуативная идентичности.

8. Структура идентичности внутренне противоречива, она отражает, с одной стороны, стремление человека к уникальности, с другой — желание быть понятым и принятым значимым социальным окружением.

9. Исследователь (консультант) имеет дело не с самой переживаемой личностью идентичностью, а с презентацией или предъявлением идентичности, зависящей от социального контекста самоидентификации.

10. Люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективными представлениями о себе, выраженными в идентичности. Поэтому знание идентичности личности позволяет предсказывать поведение человека, которое строится на основе интериоризации (вбирании внутрь) занимаемых им объективных социальных статусов.

Способ предъявления идентификационных характеристик может быть разным в силу даваемой инструкции, допускающей варианты в манере и способах ответов. Поэтому ответы могут быть вербальным (с помощью слов), графическим (с помощью рисунков) или смешанным.

Опыт применения и анализа данных этой методики показывает, что графический способ выполнения свойственен примерно 5—7% людей, выполняющих тест.

Как правило, это люди с хорошо развитой образной сферой. Предпочтение графического способа бывает у людей с выраженными психосоматическими реакциями (когда на стрессовую проблемную ситуации человек реагирует телесными симптомами, например головной болью, повышением температуры и т.д.), затруднениями в словесном обозначении своих переживаний и жизненного опыта, что, как правило, связано с недостатком открытого обсуждения различных эмоциональных ситуаций в родительской семье.

При словесном предъявлении идентификационные характеристики даются человеком или в виде списка ответов (часто уже пронумерованных), или как текст сочинения, состоящего из отдельных предложений.

Прежде всего в ходе содержательного анализа выполнения методики "Кто я?" изучаются следующие личностные проявления обследуемых:

• особенности половой идентичности (отношения к ней);

• особенности самооценки идентичности;

• уровень рефлексии;

• особенности временной идентичности.

Обработка методики "Кто я?" включает в себя рассмотрение таких моментов, как:

• определение уровня дифференциации идентичности;

• применение обследуемым в процессе оценивания идентификационных характеристик таких знаков, как "плюс минус одновременно" ("±") и знака вопроса ("?");

• соотношение в ответах обозначения социальных ролей и индивидуальных характеристик;

• психолингвистический аспект ответов;

• отражение в идентификационных характеристиках основных сфер жизни;

• представленность в ответах различных компонентов идентичности.

Сначала более подробно остановимся на выявлении с помощью

методики "Кто я?" тех личностных особенностей клиента, информация о которых является очень важной для семейного, супружеского консультирования.

В первую очередь отметим, как в методике "Кто я?" проявляются особенности половой идентичности.

Будем исходить из того, что половая (или гендерная) идентичность — это часть индивидуальной "Я-концепции", которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Половая идентичность выступает в качестве центрального смыслообразующего элемента личности, поскольку оказывает влияние па ценностно-смысловую сферу, мышление и поведение человека.

Таким образом, половая идентичность имеет когнитивно-аффективную природу, в соответствии с чем она должна включать когнитивные (знание принадлежности к общностям мужчин или женщин), а также мотивационно-ценностные компоненты идентичности.

Особенности половой идентичности проявляются, во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность; во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание половой принадлежности. Обозначение своего пола может быть сделано напрямую, косвенно или отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола — человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола: нейтральное, отчужденное, эмоционально-положительное и эмоционально-отрицательное (табл. 3.7).

Таблица 3.7

Формы прямого обозначения пола

Формы

обозначения

Примеры

Интерпретация

Нейтральное

"Мужчина", "женщина"

Рефлексивная позиция

Отчужденное

(дистантное)

"Человек мужского пола", "особь женского пола"

Ирония, признак критического отношения к своей половой идентичности

Эмоционально-положительное

"Привлекательная девушка", "веселый парень", "роковая женщина"

Признак принятия своей привлекательности

Эмоционально-отрицательное

"Обычный парень", "некрасивая девушка"

Признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности является важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола — человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов (табл. 3.8). Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть широким (если включает в себя несколько половых ролей) или узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, а соответственно позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Таблица 3.8

Косвенные способы обозначения пола

Способ обозначения

Примеры обозначения идентичности

Мужской

Женской

Социальные роли

"Друг", "приятель", "муж", "брат", "сын", "отец", "студент"

"Подруга", "приятельница", "жена", "сестра", "дочь", "студентка"

Через окончания

"Добрый", "умеющий делать", "я пошел"

"Добрая", "умеющая делать", "я пошла"

Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: "Я человек, который..." Это может быть вызвано разными причинами:

1) отсутствием целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);

2) избеганием рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности дайной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего иола);

3) несформированностью половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учесть, в каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом: в самом начале списка, середине, конце. Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

Все эти гипотезы должны найти подтверждение в других методиках. Так, важно сопоставить проявления половой идентичности в методике "Кто я?" и рисунке человека.

Теперь рассмотрим, как можно анализировать самооценку идентичности.

Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую "Я-концепции". Самооценка отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Основными условиями развития самооценки являются общение с окружающими и собственная деятельность человека. В общении человек усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) сопоставлением уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности (конструктивный способ);

2) сравнением себя с другими людьми (может быть конструктивным в ситуации, когда опыт других людей учитывается для расширения вариантов решения проблем).

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.

Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

Отметим, что человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Поэтому адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.

Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.

Различают неадекватную завышенную самооценку — переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку — недооценку себя субъектом.

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой — недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые могут реально достичь, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достичь, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности".

В методике "Кто я?" самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок "+" и "-", которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработке.

Виды самооценки, получаемые в результате анализа, представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Виды самооценки личности

Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым ("+" к "-") составляет 65—80% на 35—20%.

Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым ("+" к "-") составляет 85—100%, т.е. человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их количество достигает 15% (от общего числа "+" и "-").

Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым ("-" к "+") составляет 50—100%, т.е. человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их количество достигает 50% (от общего числа "+" и "-").

Самооценка является неустойчивой, если количество положительно оцениваемых качеств но отношению отрицательно оцениваемым ("+" к "-") составляет 50—55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Опыт консультирования показывает, что обращение за психологической помощью происходит чаще всего от людей с неадекватной и неустойчивой самооценкой, и эффективность достижения цели консультирования во многом определяется продуктивностью работы над формированием адекватной самооценки у клиента.

Теперь остановимся на проявлении рефлексии при выполнении методики "Кто я?".

Требование теста "Кто я?" дать высказывания, связанные с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и многоаспектной природы "Я-концепции". Предполагается, что человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более "закрытый").

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей. Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на задание теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.

Опыт работы с данной методикой показывает, что о низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 мин человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос "Кто я?".

Анализ временного аспекта идентичности. Само понятие идентичности содержит в себе составляющую времени, поскольку связывает воедино представления человека о себе самом, появившиеся на различных этапах его жизненной истории. По мнению многих исследователей (К. Л. Абульхановой, Г. М. Андреевой, А. Кроника, А. Маслоу, Дж. Нюттена, Э. Эриксона), осознание времени выполняет важную функцию — является основанием для определения смысла жизни и способствует адекватному поведению человека с другими людьми.

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего "Я". Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос "Кто я?" должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или "перспективного Я"), т.е. идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами и относятся к различным сферам жизни. Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.

Отметим, что преобладание в самоописании глагольных форм, описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).

Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем, о неуверенности в себе.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.

Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, какую представленность имеют настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.

Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: "Я будущая мать", "Буду хорошим отцом", "Мечтаю о своей семье", "Буду все делать для своей семьи" и т.д. Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.

Теперь рассмотрим уровень дифференцированности идентичности, который связан с уровнем рефлексии человека.

О роли дифференцированности идентичности упоминают, начиная с Э. Эриксона. Низкая дифференцируемость идентичности расценивается как кризис идентичности.

В качестве количественной оценки уровня диффереицированности идентичности может выступать число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации [12].

Опыт применения методики "Кто я?" показывает, что число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазон от 1 до 14.

По данным исследования Т. В. Румянцевой, высокий уровень дифференцированности (9—14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, самоуверенность, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Низкий уровень дифференцированности (1—3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Также важную информацию о клиенте, его личностных особенностях дает анализ материала, касающегося применения клиентом при оценке идентификационных характеристик таких знаков оценки, как "плюс минус одновременно" ("±") и знак вопроса ("?").

Напомним, что знак "плюс минус одновременно" ("±") ставился человеком, когда какая-то характеристика ему нравилась и не нравилась одновременно. Таким образом, использование данного знака оценки говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, степени его уравновешенности, взвешенности его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

С этой точки зрения можно условно выделить эмоционально полярных, уравновешенных, сомневающихся людей.

К эмоционально полярным относятся те люди, которые все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак "плюс минус одновременно". Для таких людей характерна максималистичность в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно их можно сказать "от любви до ненависти один шаг". Это, как правило, эмоционально выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.

Если количество знаков "±" достигает 10—20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для таких людей, по сравнению с полярным типом, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других.

Если количество знаков "±" превышает 30—40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу.

Такое количество знаков "±" может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о проявлении нерешительности как черты характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

Использование знака "?" при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно говорит о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

Ведь наличие любого вопроса по отношению к себе предполагает ситуацию неопределенности в процессе нахождения ответа (нет ответа на данный момент — есть какая-то неопределенность). Сама постановка вопроса говорит о наличии у человека исследовательской позиции относительно себя, что является необходимым элементом для осуществления им изменений в своей жизни в желательном направлении.

Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака "?" ставят только 20% обследуемых.

Наличие трех и более знаков "?" при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

В целом же использование человеком при самооценивании знаков "±" и "?" является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса. Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Все данные самооценивания важно соотнести с результатами психолингвистичсского анализа, который будет представлен далее. Так, необходимо посмотреть, насколько совпадает или различается самооценка идентичности от выявленного в ходе психолингвистического анализа эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик.

Анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности. Вопрос "Кто я?" логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом "Я" (или "Я-концеицией"). Отвечая на вопрос "Кто я?", человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, т.е. он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Поэтому отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей ("студент", "прохожий", "избиратель", "член семьи", "россиянин") может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

Другими словами, за соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы "мы — другие" и низкий уровень определенности схемы "я — мы"; личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы "я — другие" и низким уровнем определенности схемы "мы — другие".

Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим как четкое представление о своих социальных ролях, так и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.

Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве; недостаток или отсутствие существительных говорят о недостаточной ответственности человека.

Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека; недостаток или отсутствие прилагательных говорят о слабой дифференцированности идентичности человека.

Преобладание глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов связано с недостаточной уверенностью в себе, недооценкой своей эффективности.

Отметим, что чаще всего в самоописаниях преобладает использование существительных и прилагательных.

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется тем, что человек использует примерно равное количество существительных, прилагательных и глаголов.

Теперь рассмотрим такой психолингвистический аспект идентичности как валентность идентичности, под которой понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).

Разность общего знака эмоционально-оценочного гона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

• негативная — преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации ("некрасивый", "раздражительная", "не знаю, что сказать о себе");

• нейтральная — наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: "сын", "студент", "спортсмен" и т.д.);

• позитивная — положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными ("веселая", "добрый", "умный");

• завышенная — проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос "Кто я?" преобладают характеристики, представленные в превосходной степени ("я лучше всех", "я супер" и т.д.).

Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиентом.

Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально- оценочного гона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (табл. 3.9), которое говорит о том, что выполняющий методику "Кто я?" человек использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество "добрый" оценивается как "+"). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество "добрый" оценивается человеком, как "-") может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает ему достигать контакта и взаимопонимания с другими людьми.

Таблица 3.9

Соответствие видов валентности и самооценки

Виды валентности идентичности

Виды самооценки идентичности

Негативная

Неадекватно заниженная

Нейтральная

Неустойчивая

Позитивная

Адекватная

Завышенная

Неадекватно завышенная

Анализ представленных в идентичности сфер жизни. Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

• семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);

• работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);

• учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);

• досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);

• сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);

• отдых (ресурсы, здоровье).

Можно все идентификационные характеристики распределить но предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.

Принято считать, что те характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Несоответствие темы жалобы и запроса той сфере, которая представлена более выпукло и проблемно в самоописании, говорит или о недостаточно глубоком самопонимании у клиента, или о том, что клиент не сразу решил рассказать о том, что его действительно волнует.

Анализ компонентов идентичности. Рассмотрение компонентов идентичности может происходить на основе показателей шкалы идентификационных характеристик Т. В. Румянцевой.

Ранее нами были в некоторой степени представлены такие компоненты идентичности, как "социальное Я", "перспективное Я", "рефлексивное Я". Рассмотрим теперь некоторые проявления "физического Я" и "деятельного Я".

Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных (внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек и т.д.).

Значимость рассмотрения этого компонента идентичности определяется ролью физических данных в субъективном мире людей молодого возраста, для которых внешность является одним из главных объектов заботы и внимания. Именно внешность является первым "фильтром" при выборе партнера.

Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между "Я" и "не-Я" первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение "образа Я" в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений.

Важную информацию о человеке дает и такой компонент идентичности, как "деятельное Я", который включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего "деятельного Я" связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, т.е. является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Описанный вариант методики "Кто я?" можно использовать в рамках индивидуального и семейного консультирования в комплексе с такими методиками как "Проективный рисунок человека" и "Полоролевые портреты".

Сфера применения. Кроме широкого использования в исследовательских целях, методика "Кто я?" находит свое применение в рамках психологического консультирования (индивидуального, семейного, организационного).

В исследовании трансформации идентичности студентов вуза в меняющихся социальных условиях Т. В. Румянцевой были использованы 26 показателей анализа идентификационных характеристик, которые при объединении образовывали семь обобщенных показателей-компонентов идентичности [8]. В основе данной шкалы классификации ответов методики "Кто я?" лежат классификационные показатели

Н. Л. Ивановой, которые были дополнены и видоизменены в соответствии с задачами исследования. Так, учитывая имеющиеся в литературе сведения о важности и роли временного, целеобразующего, направленного на дальнейшую жизненную перспективу аспекта идентичности, выполняющего экзистенциальную и целевую функции, в общий классификатор были введены несколько показателей, представляющих собой отдельный компонент идентичности под названием "перспективное Я". Содержательно показатели перспективного компонента идентичности отражают направленный на будущее перспективный аспект других основных компонентов идентичности, входящих в ее общую структуру. Другим, привнесенным в общий классификатор ответов является показатель, названный "проблемное Я" (подробнее о содержании этих показателей будет написано далее).

Охарактеризуем показатели-компоненты идентичности данной шкалы.

1. "Социальное Я" включает семь показателей:

• прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

• сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка). Эти два показателя составляют половую идентичность;

• учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

• семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т.д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

• этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т.д.);

• мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

• групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

2. "Коммуникативное Я" включает два показателя:

• дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

• общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей).

3. "Материальное Я" подразумевает под собой различные аспекты: описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед); оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги); отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

4. "Физическое Я" включает в себя такие аспекты: субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); пристрастия в еде, вредные привычки.

5. "Деятельное Я" оценивается через два показателя.

• занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

• самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

6. "Перспективное Я" включает в себя девять показателей:

• профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

• семейная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т.п.);

• групповая перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

• коммуникативная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением;

• материальная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

• физическая перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накаченным);

• деятельностная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

• персональная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т.п., например, хочу быть более веселым, спокойным;

• оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

7. "Рефлексивное Я" включает два показателя:

• персональная идентичность, а именно личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т.д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т.д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, клевый);

• глобальное, "экзистенциальное Я" — утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Также были выделены два самостоятельных показателя: "проблемное Я", или проблемная идентичность (я ничто; не знаю, кто я; не могу ответить на этот вопрос); "ситуативное Я", или ситуативное состояние — переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Таким образом, анализ идентичности проводился в соответствии с семью обобщенными показателями.

1. "Социальное Я" — характеристики, связанные с социальными статусами, групповой принадлежностью, например студент, член семьи, русский.

2. "Коммуникативное Я" — характеристики, связанные с направленностью на общение и взаимодействие, круг друзей, например: у меня много друзей.

3. "Физическое Я" — описание себя как объекта во времени и пространстве; характеристики, связанные с представлением о своих психофизических данных, например высокий, красивый.

4. "Материальное Я" — характеристики, связанные с осознанием своих материальных возможностей, восприятием себя в роли владельца определенных вещей, отношение к материальным объектам, внешней среде, например: у меня есть дом.

5. "Деятельное Я" — характеристики, связанные с представлением

о своих конкретных занятиях, интересах, оценке компетенций, например сообразительный, люблю выращивать цветы.

6. "Рефлексивное Я" — характеристики, связанные с личностными качествами, позитивными или негативными самооценками, например, добрый, хороший, а также утверждения, которые глобальны и недостаточно проявляют различия одного человека от другого.

7. "Перспективное Я" — характеристики, связанные с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами относительно различных сфер (личностно-индивидуальной, физической, деятельностной, материальной, социальной, коммуникативной).