Методы активизации профессионального самоопределения
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие.
Интересность, увлекательность процедуры реализации методики для данных клиентов.
Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме).
Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, "насильно играть не заставишь" и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).
Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных "пространств" самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный "мысленный эксперимент" (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к "мысленному экспериментированию") профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными "прихлопами" и "притопами"), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, постепенно переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.
Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:
- выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
- использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
- обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
- в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес.
Таким образом, активизирующая методика - это не просто "интересная" для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.
Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика - это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно "скучная процедура".
Как уже отмечалось в предыдущих разделах учебника, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Важно понимать то, что почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно "неактивная" форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).
Другой пример - беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т.п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, поскольку часто ориентируются лишь на "конкретную помощь" в конкретной (однозначной) ситуации.
И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Более подробное рассмотрение активизирующих игр планируется осуществить в других пособиях. Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения.
Профориентационные игры с классом, с большими аудиториями - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более "скромный" эффект, чем более длительные "терапевтические" группы и консультации.
Профориентационные с большими аудиториями - рассчитаны на участие в игре более 150 человек. При проведении таких игр принимать участие могут как сами школьники, так и их учителя, родители, работодатели, специалисты службы занятости населения. Пример большой профориентационной игры - "Древо профессий" в Приложении 2.
Игровые профориентационные упражнения по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой.
Карточные профконсультационные методики. Выделяют две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы - ИПС ("профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые "трудности", часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу (три-шесть человек) будущих консультантов, что в условиях "рынка" оказалось "нерентабельно"); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до двух с половиной-трех часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).
Настольные карточные игры. Опыт показал, что они эффективны и при использовании профконсультантом: например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере, а также их успешно осваивают родители школьников в рамках "Родительских университетов".
Бланковые карточные методики. Идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты", так как главная цель - заставить задуматься над теми вопросами, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными", а в активизирующем опроснике просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом, поскольку часть таких методик снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников.
Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог демонстрирует оформление бланка на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты различных профессий.
Ценностно-смысловые опросники (главный акцент делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать сложные этические вопросы, которые беспокоят и волнуют молодых людей.