Лекция 10. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В результате изучения главы 10 студент должен:
знать
• специфические особенности прикладных социологических исследований;
• основания применения математических и компьютерных методов в прикладных социологических исследованиях;
• методы математического и компьютерного моделирования социальных процессов;
уметь
• обсуждать и осмысливать возможности применения математических и компьютерных методов в социологических исследованиях;
владеть
• навыками применения простейших математических методов моделирования в конкретных социологических исследованиях;
• навыками применения в конкретных социологических исследованиях системы SPSS.
Методы прикладных исследований
Прежде, чем перейти к методам прикладных социологических исследований, коротко проясним ряд терминов, без правильного понимания которых дальнейшее изучение данного параграфа теряет смысл. При рассмотрении методов научных исследований нецелесообразно говорить о "науке вообще". Любая наука имеет две составляющие: теоретическую и прикладную. Социология не является исключением из правил.
Теоретическая социология ориентирована, прежде всего, на исследование явлений и процессов в масштабе общества в целом, на анализ больших социальных общностей, взаимодействия социальных институтов и, в конечном счете, на выявления закономерностей функционирования и развития общества, его основных сфер жизнедеятельности. Прикладная социология – система правил и приемов, направленных на изучение социальных фактов, требующих верификации, т.е. проверки и доказательства. Некоторые социологи, например Р. Мертон, предлагают выделять промежуточные теории среднего уровня, в рамках которых сочетаются методы теоретической и прикладной социологии и исследуются разные подсистемы общества (речь идет о социологии политики, социологии образования и т.д.).
Прикладное социологическое исследование в самом общем виде является системой логически последовательных процедур, связанных единой целью – получением достоверных данных об изучаемом явлении или про
цессе для использования этих данных в практике социального управления. Прикладное социологическое исследование включает в себя четыре взаимосвязанных этапа[1]:
1) методологическую и методическую подготовку исследования;
2) сбор первичной социологической информации – полученных в ходе социологического исследования необобщенных сведений различной формы (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения, анализа документов и др.), подлежащих в дальнейшем обобщению;
3) подготовку собранной информации к обработке и ее обработку, в том числе компьютерную;
4) математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выводов и рекомендаций.
Методом прикладного социологического исследования называется способ сбора, обработки или анализа данных. Совокупностью специальных приемов для эффективного использования того или иного метода называется техникой.
Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть – в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса[2].
Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Не следует путать методику с методологией.
Методология в широком смысле слова включает в себя теорию, общенаучные и специальные методы исследования предмета науки, в более узком – систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения[3]. Пример использования общенаучных методов в прикладной социологии – применение математических методов для анализа социологических данных и выработки практических рекомендаций, например, методов теории вероятностей, математической статистики и теории принятия решений. В данном параграфе будут рассмотрены собственно социологические методы, используемые в прикладной социологии.
Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследований. В некоторой мере понятие процедуры схоже с понятием алгоритма в информатике.
Пример
В качестве примера прикладного социологического исследования можно привести исследование отношения к определенному музыкальному направлению в регионе или области. Например, необходимо выяснить, кто больше предпочитает рок-музыку – подростки, молодежь или более старшие поколения, есть ли связь между уровнем образования, видом населенного пункта и т.д. и интересом к року.
На первом этапе выделяются методы, которые будут использоваться, и устанавливается их взаимосвязь. Например, поставлена цель провести опросы в ряде городов, поселков и деревень, при этом отобрав некоторое число респондентов (скажем, 200) случайным образом, чтобы распределение возрастов, социальных слоев в группе и т.д. примерно соответствовало реальной структуре населения региона. Для анализа результатов опроса будет использоваться статистический метод "Хи-квадрат", который позволяет выявлять связи между категориальными параметрами (более подробно метод рассмотрен в следующих параграфах). Возраст изначально является числовым параметром, но разделение его на несколько категорий решает эту проблему.
На втором этапе проводится собственно опрос, по завершению данного этапа у исследователя в распоряжении оказываются 200 анкет (возможно, немного меньше, например, часть из них непригодны для дальнейшего анализа).
На третьем этане подсчитывается количество ответов по различным параметрам. Например, определяется, скольким опрошенным интересен рок, сколько нейтральны к нему, сколько высказали негативное отношение. Поскольку целью является выяснение связей между параметрами, требуются дополнительные подсчеты. Например, необходимо будет исследовать не только количество молодых респондентов и отдельно количество увлеченных роком, но и общность молодых респондентов, увлеченных роком. Па этом этапе отбрасываются заведомо бесполезные анкеты и анкеты с заведомой ложью, например, те, ответы в которых свидетельствуют о том, что респондент не желал отвечать серьезно и своими неадекватными ответами сделал использование анкеты невозможным.
На четвертом этапе используется выбранный статистический аппарат вручную либо прибегают к специализированным средствах), например, программе SPSS. После применения статистических методов делаются выводы о связи параметров. Например, по значению "Хи-квадрат" для параметров "Возраст" и "Отношение к року" определяется, есть ли связь между возрастом респондентов и отношением их к року. При положительном ответе делается попытка конкретизировать результат – например, понять, как отношение к року меняется в зависимости от возрастной категории и чем это отношение обусловлено. Если эти результаты необходимо представить широкой общественности или другим лицам, которых следует полагать неспециалистами в области статистики, то в отчетах и публикациях необходимо убрать математические показатели и коэффициенты, оставив только словесные, понятные читателям формулировки.