Методология социально-экономического исследования
Социально-экономические исследования призваны объяснить поведение людей в процессе производства, распределения и использования, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. В отличие от природных явлений экономика – "рукотворное образование", результат деятельности многих поколений людей, стран. Экономика постоянно находится в динамике, как отмечал И. Шумпетер, "это вечно изменяющийся в сущности биологический, органический процесс"[1].
Является ли экономика наукой? На этот вопрос в свое время попытался ответить Й. Шумпетер. В академических кругах, пишет Й. Шумпетер, особенно в англо- и франкоязычных странах, этим термином (science) часто обозначаются только естественные науки и математика.
Экономическая теория, как и все общественные дисциплины, в этот ряд не попадает. Не сможет она в полном объеме называться наукой и в том случае, если за критерий научности принять использование методов, аналогичных методам естественных наук. Если же мы примем лозунг "наука есть измерение", то научной можно считать лишь малую часть нашей отрасли знания. В этом нет ничего зазорного: назвать какую-то область знания наукой – это не комплимент и не порицание.
Для наших целей годится самое что ни на есть широкое определение: наука – это любой вид знания, которое является объектом сознательного совершенствования. Процесс совершенствования порождает определенные приемы мышления – методы или технику исследования. Достигаемая с помощью этой техники степень осмысления фактов выходит за пределы возможностей обыденного сознания. Поэтому мы можем принять определение, практически эквивалентное первому: наука – это любая область знания, выработавшая специализированную технику поиска и интерпретации фактов.
Наконец, если мы хотим подчеркнуть социологический аспект, мы можем с тем же основанием сказать, что наука – это любая отрасль знания, в которой действуют люди, занятые совершенствованием имеющегося в ней запаса фактов и методов и в силу этого осознающие факты и овладевающие методами их анализа лучше, чем "профаны" и простые "практики"[2].
Эти размышления известного ученого-экономиста XX в. – Й. Шумпетера – могут служить методологической предпосылкой понимания объекта и предмета исследования. На уровне микроэкономики таким объектом является свободная и изолированная хозяйственная ячейка, где в центре внимания исследователя находятся производители и потребители, их решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Сюда относятся анализ рыночного поведения субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления, а также отношения между производителями, предпринимателями и государством; анализ рынка труда; вопросы распределения доходов и др.
Исследование и решение проблем, связанных с указанными процессами, нуждаются в специальном научно-методическом обеспечении. На уровне макроэкономики объектом и предметом исследования являются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно, включая такие показатели функционирования экономики, как национальный доход, уровень безработицы, уровень цен и темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста и др. Для этого используются агрегированные макроэкономические показатели и их связи, например с деньгами, занятостью, процентными ставками, государственными расходами, инвестициями и потреблением. При этом необходимо соблюдать определенные правила агрегирования из курса эконометрики с тем, чтобы агрегированные показатели не потеряли экономический смысл и научную ценность.
Методы экономического анализа – это множество определенных приемов и способов, которые используются при изучении определенной фактичности. Существует две группы методов экономического исследования: количественные и качественные. К качественным методам относятся такие методы, как метод научной абстракции, метод индукции и метод дедукции, логические и исторические методы экономического анализа. В экономических учениях эксперимент имеет границы, поэтому преобладает метод научной абстракции. Заключается он в абстрагировании несущественных сторон от внешних явлений, определении наиболее основательной сущности предмета.
Наиболее действенным путем познания категорий и понятий экономических процессов является путь от абстрактного к конкретному. Понимание абстракции как метода исследования экономической фактичности уточняется индукцией и дедукцией. Индукция – это процесс получения фактов из теорий, логическое умозаключение от отдельных фактов к их обобщению, от частного к общему. Дедукция – это процесс логического умозаключения от общего к частному, изначальное изложение теоретических предположений с дальнейшим сбором и обработкой фактических данных для их подтверждения. Эти два метода неразрывно связаны между собой. Для оценки фактов и выведения закономерностей в социально-экономическом развитии общества метод абстракции подразумевает использование не только экономических, но и философских категорий, приемов, способов.
Исторический и логический методы взаимосвязаны. Исторический метод означает соблюдение в познании действительности согласно развитию событий во времени. В сущности, логический метод тот же, что и исторический, только избавленный от исторической формы, случайных явлений и событий. Экономическая практика служит проверкой тех или иных результатов на научность. Все, что надуманно и не является объективным отражением реальности, она отбрасывает.
Количественные методы – множество способов обработки фактического материала. Количественные методы основываются на учете, отчетности и статистике. Ценность количественных методов и объективность (научность) выводов, т.е. качественного анализа, определяется истинностью фактических данных, обеспеченных учетом и статистической отчетностью. Количественные методы должны фиксировать экономические явления, соизмерять их, сопоставлять (например, сравнивать разные по качеству товары можно по цене). Количественные методы развиваются и усложняются вместе с прогрессом различных областей знаний, таких как математика и статистика.
Количественные методы имеют по меньшей мере четыре этапа становления:
1) арифметическое измерение;
2) учет неодинаковых по качеству благ в едином денежном измерителе;
3) применение количественных показателей, которые характеризуют экономическое состояние страны в общем;
4) применение наиболее подходящих методов экономического анализа и методов математического моделирования.
Гарантией успеха экономической науки выступает комбинирование качественных и количественных методов анализа. Два этих метода неразрывны, однако преимущество отдается качественному анализу. Он должен опережать количественную оценку явлений. Только реальное изучение сущности и содержания процесса воссоздания материальных благ и услуг, понимание экономических законов и категорий, которые отражают этот процесс, постановка целей анализа, обоснованная научно, установление правил классификации и т.д. способствуют количественной оценке. Высококачественная количественная оценка экономических событий, категорий и законов предоставляет возможность развить и повысить научный уровень качественного анализа и его результатов.
Экономическая теория – э го синтез хозяйственной практики, которая имеет строгое количественное отображение в виде готовой продукции, общих затрат на производство этой продукции, вырученных доходов и путей их расходования и т.п., которые выражаются в натуральном объеме и в денежном выражении. Объективность экономических исследований, истинность и практическая значимость экономических умозаключений зависят от того, с какой точностью собраны статистические данные о воспроизводстве и каково их качество.