Методология познания и генерации идей в образовании
При подготовке креативных специалистов одну из основных ролей играет процесс образования. В последнее время требования работодателей к потенциальным работникам любого уровня включают в себя наличие таких качеств, как уверенность в себе, способность к интуитивному мышлению, способность эффективно общаться, развитое воображение и рационализаторство, гибкость, умение работать в коллективе. Задача, в том числе образовательной системы, – формировать соответствующие качества. Вместе с тем традиционное образование не ставит задачу воспитания именно этих качеств. На данный момент основой большинства образовательных систем является передача знаний от преподавателя к учащемуся; самая большая проблема образования сегодня состоит в том, что людей учат скорее потреблять знания, а не создавать их. Вместе с тем известно, что не получение знаний дает конкурентоспособность, а умение генерировать их.
Поиск потенциальных кадров в образовании всегда был приоритетной задачей практически для каждой отрасли. По результатам исследования средняя возрастная вилка квалифицированных специалистов, подходящих для работы над инновационными проектами уже сейчас, лежит в диапазоне 40–65 лет. По мнению ряда экспертов, необходимо поменять саму систему получения новых знаний – перестроить ее на возможность непрерывного образования с постоянным повышением квалификации. Тем самым новая концепция будет полностью отвечать требованиям инновационной экономики, предполагая постоянное развитие ее основного ресурса – человека.
Эксперты выражают уверенность в том, что рынок труда в сфере высоких технологий заполнится в ближайшие пять-семь лет (прогнозы на становление рынка высоких технологий более пессимистичны). Этому будут способствовать не только государственные решения и подкрепленные финансами проекты крупных компаний и общественных групп по подготовке инновационных кадров, но и возрастающая популярность темы "инноваций" среди молодого населения.
Среди возможных официальных решений, способствующих притоку недостающих кадров в высокотехнологичные отрасли промышленности, называют также создание системы сертификации специалистов инновационной деятельности с целью управления качеством их подготовки и системы оценки потребностей экономики в инновационных кадрах. Наконец, многие компании самостоятельно решают проблемы создания и развития кадров для инновационной сферы.
Согласно докладу Минобразования РФ, посвященному вопросам развития российского образования, в современном мировом образовании можно выделить следующие тенденции:
– лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
– переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
– демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, а также к способности выходить из ситуации выбора без стресса;
– динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
– возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70–80% в России – около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Проблема построения конкурентоспособной системы образования, очевидно, стоит перед Россией. Большинство исследователей данного вопроса утверждают, что нашей системе свойственны те же системные проблемы, что и для других стран. Соответственно в качестве одной из стратегических целей развития отечественной системы образования называется переход к устойчивому инновационному развитию российской системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования, соответствующих потребностям общества и экономики знаний.
Вместе с тем даже в сравнении с быстро развивающимися странами (например, странами БРИК) умение мыслить является сильной стороной лучших вузов России. Но слабее другая сторона вопроса: умение придумывать, ориентироваться на придумывание и создание нового и на умение доводить это новое до конца, до четкого результата. Акцент должен быть перенесен на овладение навыком генерации нового знания. Это универсальный и неустаревающий навык. Главной задачей образования должно стать формирование в том числе навыков интеллектуального предпринимательства, ключевая характеристика которого – сильная мотивация к появлению новых знаний.
Минобразования РФ выделяет следующие основные проблемы современного образования.
1. Недостаток квалифицированных преподавателей, особенно в сельской местности. Необходимо развивать в преподавателях преданность своему делу, ответственность в выполнении обязательств, квалифицированность и энергичность. Кроме того, важно обеспечивать достойную материальную оплату труда, поддерживать преподавателей в их стремлении к постоянному обучению.
2. Невостребованность искусства и гуманитарных наук в учебных планах.
3. Недостаточно уделяется внимания процессам развития мышления; перед учащимися почти не ставится сложных задач.
4. Разрыв между обществом и семьей не дает четкого представления о том, какую роль должна играть семья в воспитании ребенка и его обучении.
5. Студентов в процессе обучения готовят только к одной специальности. На самом деле, чаще всего человек за свою жизнь сменяет их несколько.
Отдельно стоит отметить сложность подготовки студентов бизнес-специальностей с учетом текущих требований внешней среды. Традиционный метод обучения студентов в школах бизнеса, использование таких инструментов, как регрессионный анализ для получения надежных предсказуемых результатов, против действительного выхода в реальный мир для удостоверения верности теорий не способствуют развитию творческого мышления. При этом ряд исследователей оспаривают данное утверждение. Так, по статистике четверть компаний, вошедших в высшую сотню Fortune, управляются людьми, которых исключили из школы; вместе с тем 37% главных администраторов компаний, входящих в список Fortune-500, все же были выпускники со степенью магистра экономики управления.
Бизнес-образование – одна из необходимых составных частей системы обучения в наукоемкой экономике. Качественное образование в сфере бизнеса отличает его практическая применимость и направленность на выработку своеобразного стиля мышления. "Как я смогу применить это уже в понедельник?" – типичный вопрос обучающегося на программах MBA, одной из наиболее распространенных в мире форм бизнес-образования. Такое моментальное применение полученных знаний в практической деятельности дает незамедлительные результаты на успешной работе компании-спонсора. Именно поэтому, согласно опросу журнала Financial Times, 25–30% MBA оплачиваются именно компаниями, а не самими студентами.
Новая экономика требует специалистов нового типа – инновационных менеджеров, способных видеть дальше и больше, чем позволяют рамки одной профессии. Они будут работать в условиях неопределенности и, по сути, управлять организациями и процессами в условиях растущих рисков. Этому типу специалистов должны быть присущи проектное мышление и креативность.
Принципы, согласно которым образование должно прежде всего стимулировать навыки творческого мышления, а не передавать знания, постулировались достаточно давно. Отдельного упоминания заслуживают некоторые ученые, заложившие основы принципов открытого мышления. Так, например, еще Сократ считал образованным того человека, который ежедневно может справляться со сложными обстоятельствами и обладает суждениями, позволяющими ему правильно решать проблемы. Необходимо руководствоваться самоконтролем и благоразумием. Сократ больше обращал внимание на добродетели человека как характеристику его образованности, чем на его знания и интеллект. В процессе общения со своими учениками он поощрял дискуссии и возможности для обсуждения проблем. Тем самым Сократ не просто передавал знания своим ученикам, он стремился прививать им навыки мышления и творчества при поиске решений.
Частично традиции активного разума в образовательном процессе можно отследить по работам, связанным с формированием методов решения творческих задач. Это неудивительно, так как творческие процессы и открытое критическое мышление неразрывно связаны между собой. Здесь уместно упомянуть о четырех правилах мышления Репе Декарта.
Первое: не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным, т.е. стараться избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе: делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье: руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу.
Четвертое: делать всюду настолько полные перечни и также общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Тем самым Декарт утверждал, что мышление – это не просто процесс получения готовых знаний; оно подразумевает вдумчивый анализ и рассмотрение всех вариантов решения проблем.
Генри Торо говорил о создании такой системы знаний, где студент будет погружен в полный цикл: проведение опытов – создание формулировок – соотнесение формулировок с опытом для их проверки. Торо указывал на те же отрицательные стороны системы образования, что называются и по сей день. Образование по Торо – процесс бесконечный, т.е. человек должен находиться в процессе обучения всю свою жизнь.
Соответственно основные изменения, которые надо произвести, – изменения преподавателей, в учебных планах и в материальном обеспечении их работы.
В США вопросами формирования альтернативных моделей образования занимаются достаточно давно, причем предложения по изменению системы затрагивают не только высшую школу, но и среднее образование. Можно выделить несколько подходов.
1. Изменение процесса обучения. Например, для лучшего запоминания материала было предложено воспользоваться так называемыми целевыми последовательностями. Другой пример – переход от начитки лекционного материала к развивающему образованию; метод включает более активную работу в группах с последующим разбором ошибок в решениях.
2. Изменение психологического подхода к научению. Так, с точки зрения психологии (это исследование проводилось еще в школьных учреждениях) детям помогают развиваться поддержка и поощрение, а страх наказания, наоборот, мешает. Это позволяет корректировать систему оценки и общие принципы обучения.
3. Изменение соотношение лекционного материала и практического его изучения. Так, для некоторых специальностей были предложены методики, где рассмотрение теоретического материала совмещалось с анализом применения теории на практике. Для лучшего запоминания также использовались дополнительные обсуждения материала.
Еще один эксперимент был поставлен в Калифорнийском университете. Были поставлены три основные задачи: по-новому наладить отношения преподавателей и студентов; разработать новаторские подходы к составлению учебных планов и процессу преподавания; создать университетскую культуру, развивающую студентов.
Современная теория обучения направлена на предоставление больших объемов информации, но не на их запоминание. Студенты на деле получают больше пользы от взаимодействия друг с другом и из реального опыта, а не от пассивного прослушивания лекций. Необходимы модели обучения, основанные на концептуальных переменах. Студенты должны уметь обосновывать свои рассуждения и идеи.
Первый шаг в подобной модели – студенты должны подтвердить свои убеждения и идеи при столкновении с новой информацией. Второй шаг – они проводят обработку, обсуждение информации и в конечном счете создают новые теории.
В образовательном процессе также необходимо приспосабливаться к изменениям в восприятии и мышлении. Например, это можно сделать путем объединения студентов с одинаковыми типами мышления в одну группу. Подтверждением этого может служить проведенный эксперимент, когда студентов с разными типами мышления заставили в течение 60 мин решать задачи (деление студентов проводилось согласно тесту креативного потенциала). Они делали это по-разному. Студенты с интуитивным типом мышления решали все задачи в течение 15 мин вместо отведенных 60 мин. Новаторы использовали все отведенное время и при этом предложили еще несколько альтернативных вариантов решения. Студенты – обладатели образного мышления – ни разу не уложились в отведенное на решение задачи время. Студенты с воодушевляющим типом мышления сосредоточились на человеческом факторе, т.е. предлагали альтернативные условия, при которых задачи могли бы быть решены, делая упор на человеческий и социальный фактор.
Еще одним примером новых методов обучения можно назвать дистанционное обучение. Это тот способ, который позволяет во многом лучше раскрыть способности учащихся. В основе дистанционного обучения лежит использование широкого спектра новых технологий. К основным плюсам данного типа обучения относятся гибкость учебного процесса, экономия времени и материальных ресурсов учащихся, создание единой образовательной среды. Минусы этого типа обучения: жалобы на контроль качества образования, неочевидный процесс приема на учебу, изменяющаяся динамика обучения. Отдельная проблема – юридическая сила дипломов (далеко не всегда диплом о получении дистанционного образования воспринимается так же, как и дипломы традиционных форм). Зачастую дистанционное образование применяется наравне со стандартным очным обучением, т.е. слушатели дистанционных курсов посещают также очные занятия. Дистанционное образование пока не получило такого же развития, как традиционные формы; однако оно развивается достаточно быстро.
В рамках образования и обучения возможно получение различных типов знаний. Один из наиболее часто звучащих упреков по отношению к системам образования – излишняя теоретизированность обучения, т.е. преобладание теоретических знаний над практическими. Рассмотрим различия между этими двумя типами знаний. Теоретические и практические знания противоположны не по качеству, а по содержанию, но вместе с тем они имеют тесную взаимосвязь, особенно в профессионально-техническом обучении и производственной деятельности, где требуются и теоретические, и практические знания. Научно-технический прогресс лишь изменяет их удельный вес и значимость в подготовке квалифицированных рабочих. Практические знания отражают связи и отношения предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность.
На протяжении столетий, когда производственный труд был простым и в нем использовались лишь примитивные технические средства, практические знания приобретались рабочими главным образом в процессе самого труда. По мере усложнения технических средств производства значение практических знаний возрастало; приобретение их учащимися стало уже одной из важнейших задач профессионально-технического, но по существу все еще ремесленного обучения. Однако с применением механизации производственных процессов одних лишь практических знаний было уже недостаточно; потребовались, пока еще в незначительной мере, теоретические знания. А с появлением на производстве автоматических средств значение теоретических знаний возросло так, что они стали главнейшими в подготовке современных квалифицированных рабочих.
Теоретические знания отражают не непосредственные чувственные свойства предметов, а их общие существенные объективные отношения. Они отражают опыт, систематизирующий общие, существенные для познавательной и практической деятельности человека свойства реальности, являются системой понятий, обобщающих опыт, вскрывающих объективные законы и закономерности, из которых выведены принципы и правила. При этом понятия не просто "выводятся из опыта", а создаются, конструируются, чтобы достичь максимальной организации имеющейся информации, и выражаются в принципах, правилах, принципиальных схемах, уравнениях и формулах.
Возрастание роли теоретических знаний в подготовке квалифицированных рабочих объясняется тем, что современные технические средства и технология производства настолько сложны и многообразны, а в дальнейшем будут еще более сложными, что изучить их индивидуальным путем (от частного к общему) уже чрезвычайно трудно, а некоторые и невозможно. Гораздо целесообразнее дедуктивный путь (от общего к частному) по общему принципу: от содержательного общего к мысленно выводимому частному.
Применение современных технологий в образовательном и обучающем процессе не ограничивается развитием системы дистанционного образования. Нельзя не отметить достаточно бурное развитие так называемых экспертных систем, сложных программных комплексов, аккумулирующих знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующих этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. Вопросы создания и исследования экспертных систем близки также к вопросам разработки систем искусственного интеллекта и представления знаний в компьютерных системах.
Искусственный интеллект – это образное метафорическое название целого научного направления, цель которого состоит в создании таких вычислительных машин, которые позволили бы усилить интеллектуальную творческую деятельность человека. Правда, многие авторы считают, что создать искусственный интеллект, подобный человеческому, в настоящем и обозримом будущем – задача нереальная.
Эти вопросы изучаются достаточно давно в связи с бурным развитием компьютеризации и ростом производительности вычислительной техники. Практически задача подобных систем – проведение быстрой интерпретации, семантического анализа огромного объема поступающей информации, что помогло бы исследователю в его работе. Структура экспертной системы представлена на рис. 6.6.
Рис. 6.6. Структура экспертной системы
Ядром экспертной системы является база знаний, которая содержит совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю. Параллельно такому "человеческому" представлению существует база знаний во внутреннем "машинном" представлении. Формирование базы знаний ведется на основе знаний, которые для базы предоставляет эксперт в конкретной предметной области. С помощью инженера по знаниям (иногда его еще называют когнитологом или аналитиком) знания в необходимой форме попадают в базу знаний системы. По сути, когнитолог является руководителем группы по созданию экспертной системы. Будучи специалистом по искусственному интеллекту, он должен уметь преобразовывать знания эксперта в форму, понятную машинной системе, и при этом не забывать о необходимости предоставления их конечному пользователю. Последний процесс идет с помощью интерфейса пользователя – комплекса программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системой как на стадии ввода информации, так и получения результатов. Ход мысли эксперта моделируется с помощью блока логического вывода, или решателя. Подсистема объяснений при этом дает пользователю разъяснения, как система пришла к той или иной рекомендации, а также почему было выбрано то или иное решение.
По сути, экспертные системы ставят перед собой задачу распространения и трансформации знания из неявного в явное. Обладая широкими знаниями в той или иной области, эксперт зачастую не имеет возможности донести их до пользователя в необходимом объеме. Поэтому пользователь может обратиться к экспертной системе для получения необходимой информации. Очевидно, основной проблемой экспертных систем будет перевод знаний в полном объеме в ту форму, которая была бы понятна как пользователю, так и машине. Кроме того, сейчас необходимо решить вопрос о формах предоставления трудно формализуемых знаний для базы знаний. Наконец, важным параметром современных экспертных систем должна стать возможность динамичного пополнения базы знаний, а также корректировки рекомендаций и решений с учетом изменений внешней и внутренней среды задачи.
Роль обучения и образования в наукоемкой экономике заключается не просто в подготовке квалифицированного специалиста для работы в новых экономических условиях. Важно двигаться дальше признания знания в качестве исключительного свойства человека и вытекающего из этого признания первенства человеческого труда среди производственных сил. Необходимо, чтобы все большая часть знаний, которыми обмениваются люди в процессе хозяйственной деятельности, приобретала научный характер.
Преимущества человека, обладающего научным знанием и научным мировоззрением:
1) только он может принимать участие в высокотехнологичных, наукоемких производствах, создавать стоимость, используя сложные средства производства, в которых также воплощено научное знание;
2) в современных условиях источником все большего числа инноваций становится научное знание, следовательно, сотрудник, обладающий соответствующим научным знанием и практическим опытом работы, является главной ценностью фирмы;
3) человек с научным мировоззрением в меньшей степени склонен к оппортунизму.
Тем самым высшей задачей образовательного процесса на всех его стадиях становится развитие у человека сбалансированного навыка к получению и созданию нового знания, а также применению этих знаний на практике с учетом принципов научного мировоззрения.