Методология и методы педагогики

Традиционно в понимании методологии педагогики выделяются два аспекта: во-первых, методология педагогики понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической педагогической деятельности и в формировании содержания исследования. Во-вторых, методология педагогики понимается как нормативное знание о способах организации научно-педагогических исследований, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы.

Методология – это учение о способах узнавания мира. Под методологией педагогики понимаются учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.

Проблемы методов педагогического исследования неоднократно анализировались и обобщались в трудах педагогов В. А. Сластёнина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шияпова и др. Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, способствующих познанию объективной реальности педагогических процессов, получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и прогнозирует факты и явления. По своей направленности педагогические исследования можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования предполагают создание моделей развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические или статистические методы.

Методы педагогических исследований подразделяют на общетеоретические и эмпирические. Основные теоретические методы исследования представляют собой комплекс общеинтеллектуальных операций, включающих в себя следующие виды мыслительной деятельности: аналитико-синтетические, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование и т.д., используемых при исследовании избранных объектов изучения.

Современные эмпирические методы психолого-педагогических исследований обогащаются за счет привлечения методов других гуманитарных и естественных наук. К методам сбора и накопления данных относятся: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование. К методам обработки данных – математические, статистические, факторный анализ. Методы контроля и измерения – шкалирование, срезы, тесты.

Самым апробированным в педагогической науке и практике является наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя различают включенное или простое. Включенное предполагает вхождение исследователя в изучаемую ситуацию, он находится "внутри" нее. В простом – явление наблюдается со стороны. В обоих случаях позиция наблюдателя может маскироваться. Наблюдения различаются по условиям организации на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Большинство конкретно-социологических исследований проходят именно в форме полевого наблюдения. Лабораторные наблюдения чаще всего применяются в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводятся к фиксации изменений, которые происходят в результате воздействия экспериментальных факторов. К числу несомненных достоинств наблюдения относится возможность рассмотрения предмета в его целостности, но по времени является достаточно затратным и не позволяет охватить статистически достоверное количество лиц и явлений.

В методологическом комплексе существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное и ретроспективное. Наиболее интересным, конечно, является лонгитюд – длительное по времени наблюдение предмета исследования. В зависимости от целей лонгитюд может продолжаться, например, в течение всего периода обучения учащихся в школе, когда учащиеся одного класса наблюдаются в период всего обучения в школе. Ретроспективное наблюдение носит в основном документальный характер и представляет собой изучение материальных объектов – продуктов деятельности, биографических данных и т.д. Современное материально техническое обеспечение позволяет достигать объективной фиксации полученных данных с помощью аудио- и видеоаппаратуры, что позволяет при необходимости корректировать непосредственные наблюдения в целях исключения влияния субъективного фактора. К числу несомненных достоинств наблюдения относятся возможность рассмотрения предмета в его целостности, но по времени является достаточно затратным и не позволяет охватить статистически достоверное количество лиц и явлений.

В настоящее время получили большое распространение так называемые вопросные методы: беседа, интервью, анкетирование. Беседа и интервью относятся к монографическим методам и применяются в целях уточнения, дополнения данных, полученных в результате других методов. Как правило, они проводятся по заранее разработанному плану, в свободной форме, непринужденной обстановке, данные открыто не фиксируются. Интервью представляет собой вариант беседы, но проводится по определенной схеме, и ответы, как правило, фиксируются.

Анкетирование относится к методу массового сбора информации с помощью специально разработанных вопросов. В зависимости от типа вопросов анкеты подразделяются на открытые, в которых испытуемые сами конструируют ответ, и закрытые, в которых содержатся стандартизированные ответы и испытуемые выбирают готовый ответ и их варианты. Анкеты могут быть именные и анонимные. Стандартизированные закрытые анкеты применяются, как правило, когда необходимо охватить большое число испытуемых и необходимо применить математические методы обработки полученных данных.

В связи с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) метод тестирования стал общеизвестным видом обследования, который позволяет объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Тест в педагогике применяется в качестве измерительного инструмента и представляет собой результат строго целенаправленного отбора заданий. Основными параметрами теста является его валидность – соответствие теста целям диагностики и надежность – устойчивость результатов тестирования.

Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются также наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

В педагогике часто используется и такой метод исследования, как изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Центральное место в педагогических исследованиях принадлежит эксперименту – преднамеренному внесению изменений в педагогический процесс, например специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, целью которой является:

– изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях, что предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

– активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

– измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

– неоднократная вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

– теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

– методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

– собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

– аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, и формирующим, когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Одним из ведущих критериев достоверности результативности эксперимента является наличие двух групп испытуемых – контрольной и экспериментальной и сравнительный анализ результатов их деятельности.

Для обработки полученных различными методами данных в педагогике и психологии применяются математические и статистические методы обработки, позволяющие установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями. Использование специальных формул позволяет наглядно преобразовать полученные данные в виде графиков, таблиц, гистограмм.

Педагогическое исследование предполагает ряд этапов.

1. Подготовительный этап.

2. Проведение констатирующего эксперимента.

3. Организация и проведение формирующего эксперимента.

4. Количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе осуществляется определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает в себя обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориальный аппарат), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Обоснование актуальности включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует анализа степени разработанности вопроса в науке.

Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель – это переформулированная проблема. Как правило, проблемы связаны с решением конкретной прикладной, насущной задачи.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. "Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения" (В. М. Полонский).

Объект – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – аспект, сторона объекта, исследуя которую, мы познаем целостный объект. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, главные, наиболее существенные признаки, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые формируют логику исследования и покажут его основное направление. На данном этапе осуществляется также выбор исходной методологии, исследовательского подхода.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

1. Построение гипотезы исследования. В результате эмпирического анализа формулируется гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в дальнейшей поверке и подтверждении. Данный гипотетический этап направлен на поиск путей разрешения противоречия между современными научными представлениями об объекте и необходимостью познать его сущность. Педагогические гипотезы в основном формулируются в индуктивной логике научного познания, исходя от частного к общему, от анализа и наблюдения отдельных фактов к общим выводам, состоятельность которых доказывается с помощью эксперимента. Формулировка гипотезы представляет собой развернутое предположение, где максимально подробно изложена вся система мер по реализации задач эксперимента.

2. Проведение констатирующего эксперимента. На этой стадии происходит экспериментальное изучение исходных данных, всесторонне характеризующих предмет исследования, и происходит отбор методов исследования. В экспериментальной и контрольной группе осуществляется контрольный срез – анализ диагностического материала, который характеризует предмет в соответствии с избранными параметрами. На этом этапе используются взаимодополняющие методы и приемы исследования.

3. Организация и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществляется изменение составляющих образовательного процесса в целях осуществления ожидаемых позитивных изменений, которые в каждом случае определяются конкретно. В ходе данного этапа вносятся изменения в содержательный или организационный план учебного процесса, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений.

4. На заключительном этапе происходит количественная и качественная обработка данных, дается педагогическая интерпретация в целях определения эффективности и результативности эксперимента. Формулируются основные выводы и даются практические рекомендации. Конечным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в педагогический процесс.