Лекция 2. Методология исследования систем управления

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• основные черты, характеристики и практическое ОГЛАВЛЕНИЕ методологии исследования систем управления;

• разнообразие методологических схем исследования;

• принципы диалектического подхода к исследованию и понимание проблемы;

• состав общенаучных и специфических методов исследования;

• особенности и практические свойства системного подхода к исследованию;

уметь

• оценивать возможность и эффективность использования методов исследования в соответствии с целью его проведения и характером решаемых проблем;

• конструировать и выбирать методологические схемы исследования по критериям его проблематики и использования ресурсов;

• находить оптимальные варианты сочетания различных подходов к исследованию;

• комбинировать общенаучные и специфические методы исследования для обеспечения его эффективности;

владеть

• приемами распознавания и оценки проблем развития системы управления;

• навыками оценки потребности в исследовании и методологическом его обеспечении.

Роль методологии в исследовании систем управления

Полезно задуматься

Что такое "методология", и можно ли ее считать одной из характеристик исследования? Как формируется методология исследования? Что такое проблема, и какую роль она играет в методологии исследования? Существует ли разнообразие методологических схем исследования? Можно ли их выбирать? Если можно, то какие факторы влияют на их выбор?

Методология исследования: понятие и практическое ОГЛАВЛЕНИЕ

Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров к его проведению, выбору средств и методов, определяющих наилучший результат (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Методология исследования управления

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (рис. 2.2).

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важно понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность которого определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Рис. 2.2. Разнообразие целей исследования управления

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения этих средств. Нельзя исследовать технику в отрыве от человека и всех факторов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется наличием множества разнообразных проблем, которые выступают как противоречия между стратегией и тактикой управления, условиями рынка и возможностями фирмы, квалификацией персонала и потребностями в инновациях и пр.

Для решения этих проблем, одни из которых являются "вечными", другие – преходящими или созревающими, необходимы исследования.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подход – это ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подходы могут быть аспектными, системными и концептуальными. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или с учетом ресурсов, выделенных на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь экономический, социально-психологический, образовательный аспект и т.д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Эмпирический подход в основном опирается на опыт, прагматический – имеет целью получение ближайшего результата. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата при его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.

Формально-логические – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого их типа.

Специфические методы рождаются спецификой систем управления и отражают специфику управленческой деятельности.