Законы и иные нормативные правовые акты как источники земельного права
Земельное законодательство является наиболее значимым источником земельного права. В России как государстве с континентальной системой права именно в законодательстве выражено подавляющее большинство земельно-правовых норм. Учитывая, что земельное законодательство включено Конституцией РФ в перечень предметов совместного ведения России и ее субъектов, правовое регулирование земельных отношений осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Несмотря на конституционное равенство и свободу России и субъектов РФ в принятии любых нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, существуют довольно жесткие правила, ограничивающие правотворческие полномочия субъектов РФ.
Прежде всего, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в ст. 26.3 дает перечень правотворческих полномочий органов государственной власти субъектов РФ по вопросам совместного ведения, тем самым ограничивая эти полномочия именно этим перечнем. В него, в частности, включены: передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность; планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории; резервирование земель; изъятие земельных участков для государственных нужд субъектов РФ. По этим вопросам органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право (п. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ). До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ могут устанавливаться не указанные в этом перечне полномочия (и. 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ). При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ). Таким образом, данная статья исключает возможность субъектов РФ принимать нормативные правовые акты но любым земельным вопросам, в том числе включать в них нормы, дублирующие федеральные, за исключением вопросов, не урегулированных федеральными законами.
Кроме того, полномочия по правовому регулированию земельных отношений дополнительно определяются, если это необходимо, в земельных федеральных законах. К примеру, ст. 10 ЗК РФ устанавливает полномочия субъектов РФ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, ст. 33 ЗК РФ – полномочия по установлению предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства. Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 2) закрепляет за субъектами РФ полномочия но определению цены земельных участков, приобретаемых из государственной или муниципальной собственности собственниками зданий, строений и сооружений. К полномочиям субъектов РФ ст. 5 Закона об обеспечении плодородия земель относит принятие законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
За пределами вопросов, закрепленных за субъектами РФ федеральными законами в области регулирования земельных отношений, субъекты РФ не имеют права принимать нормативные правовые акты вообще, за исключением случаев, когда тот или иной вопрос не разрешен федеральным законом. По сути, сложилось такое положение, когда правовое регулирование земельных отношений должно осуществляться не параллельно на двух уровнях, а путем разграничения правотворческих полномочий между Россией и субъектами РФ по предметам совместного ведения. При этом у субъектов РФ остается не так уж много земельных вопросов, по которым они могут принимать нормативные правовые акты.
В систему земельного законодательства входят также нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, – муниципальные правовые акты. Правотворческие полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений также ограничены и определяются по той же схеме, что и для субъектов РФ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно (т.е. за счет средств местных бюджетов) управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения: установление, изменение и отмена местных налогов, т.е. земельного налога; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (земельными участками, находящимися в муниципальной собственности); организация обустройства и озеленения территории поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, другой градостроительной документации; резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. В соответствии со ст. 33 ЗК РФ органы местного самоуправления устанавливают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Такое жесткое ограничение правотворческих полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления практически обеспечивает доминирующее положение федерального земельного законодательства в системе правового регулирования земельных отношений в целом.
Федеральное земельное законодательство развивается довольно интенсивно, воплощая политику государства по реформированию земельных отношений. За последние 20 лет принято и отменено немало федеральных законов, которые в разные периоды времени сыграли свою реформаторскую роль. Так, в 1990 г. был принят, а в 2001 г. отменен Закон РСФСР "О земельной реформе", в 1992 г. был принят и в 2001 г. отменен Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". Земельный кодекс РСФСР 1991 г. в 2001 г. был заменен ЗК РФ.
Сегодня центральное место в системе федерального земельного законодательства занимает ЗК РФ. С момента принятия в ЗК РФ было внесено множество поправок, которые не только увеличили объем документа практически вдвое, но и радикально изменили установленные в первой редакции правила. К примеру, ст. 11.1 ЗК РФ введено новое понятие земельного участка, ст. 11.4–11.7 ЗК РФ введены новые виды сделок с земельными участками, ст. 30.1, 30.2 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков для некоторых видов строительства.
Земельный кодекс РФ является федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет виды прав на земельные участки, порядок предоставления и изъятия земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, основания изменения и прекращения прав на земельные участки. Здесь содержатся основополагающие нормы, определяющие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, проведения землеустройства, государственного кадастрового учета земельных участков, юридической ответственности за земельные правонарушения.
Наряду с положениями, детально регулирующими некоторые виды земельных отношений, в ЗК РФ имеется и множество отсылочных норм. В частности, ЗК РФ не определяет правовой режим таких категорий земель, как земли лесного и водного фондов, отсылая соответственно к ЛК РФ и ВК РФ, в то время как правовому режиму земель, скажем, промышленности и иного специального назначения уделено большое внимание.
Немаловажное значение имеет и Закон о введении в действие ЗК РФ, принятый одновременно с ЗК РФ. Наиболее значимое место занимают такие его положения, которые определяют порядок переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования, приватизации земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, установления арендной платы для отдельных субъектов и цены земельных участков при их приобретении из государственной или муниципальной собственности.
В развитие положений и. 5 ст. 79 ЗК РФ принят Закон об обороте земель. Этим Законом определены особые условия совершения сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности ira земельный участок из состава сельскохозяйственных угодий, дано понятие и определен режим невостребованных земельных долей, введены ограничения прав на такие земельные участки иностранных граждан и организаций.
Закон о переводе земель имеет значение, когда необходимо изменить целевое назначение земель или земельных участков и перевести их из одной категории в другую. Указанный Закон определяет порядок такого перевода, а также полномочия соответствующих органов по принятию решений по данному вопросу.
Вопросам охраны земель посвящены Закон о мелиорации земель и Закон об обеспечении плодородия земель. В первом законе детально сформулированы правила по проведению мероприятий, направленных на улучшение земель, установлены требования по государственной экспертизе документации на строительство мелиоративных систем, их паспортизации, мониторингу и учету мелиорированных земель, определен правовой режим использования земель для проведения мелиоративных мероприятий и порядок финансирования мелиорации. Во втором – определены меры обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении пользователями хозяйственной деятельности. Они включают установление правил проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозийных мероприятий, прав и обязанностей собственников и иных правообладателей земельных участков в области воспроизводства и реабилитации загрязненных земель, порядка государственного нормирования и мониторинга плодородия земель, сертификации почв, агрохимикатов и пестицидов, а также меры государственного контроля за воспроизводством плодородия земель и их рациональным использованием.
Проведение мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для обеспечения их традиционного образа жизни, регулируется Законом о землеустройстве. Этот закон определяет объекты землеустройства как территории субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и части таких зон, содержит понятия внутрихозяйственного и территориального землеустройства.
После внесения множества изменений к сегодняшнему дню осталась действующей лишь ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", содержащая отсылочную норму о порядке определения нормативной цены земли. В соответствии с п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ нормативная цена земли применяется в случаях, если не определена кадастровая стоимость земли. Таким образом, после установления кадастровой стоимости для всех земель ст. 25 Закона "О плате за землю" будет отменена, как собственно и весь закон, либо потеряет свою значимость.
Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных отношений. Первое место среди данной группы законов по объему и важности правовых норм принадлежит ГК РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на отношения по поводу земельных участков, признанных ст. 130 ГК РФ недвижимым имуществом. Это гл. 9 "Сделки", соответствующие главы, входящие в разд. II "Право собственности и другие вещные права", гл. 31 и 32 "Мена", "Дарение", гл. 34 "Аренда", гл. 36 "Безвозмездное пользование", гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда". Гражданский кодекс РФ содержит также гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю", введенную в действие Федеральным законом от 16.04.2001 № 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”", которая с учетом земель как объекта имущественных прав устанавливает специальные правила владения, пользования и распоряжения земельными участками. Вместе с тем многие нормы этой главы ГК РФ сформулированы в виде общих принципиальных правил и отсылают к земельному законодательству, которому отдают приоритет в их детализации.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен в Законе о кадастре недвижимости, который является комплексным, определяя общий порядок учета различных объектов недвижимости. Этим законом определен порядок ведения государственного кадастра недвижимости, состав и порядок внесения сведений в кадастр, статус, права и обязанности кадастровых инженеров. Важное место в Законе о кадастре недвижимости занимают ст. 38–40, которые устанавливают требования к определению границ земельного участка.
Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению прав на земельные участки, содержатся в Законе о регистрации прав на недвижимое имущество. Закон предусматривает обязательность с момента введения в действие данного закона государственной регистрации прав и правоустанавливающих документов на земельные участки, которая является основанием признания прав на них. В нем определен порядок ведения ЕГРП, внесение сведений в который является доказательством признания прав. Рассматриваемый закон также определяет порядок предоставления сведений об объектах недвижимости и правах на них из ЕГРП и круг лиц, имеющих право на получение таких сведений. В законе содержится перечень и порядок предоставления правоустанавливающих документов в органы государственной регистрации и порядок выдачи правоудостоверяющих документов.
Закон об ипотеке наряду с установлением общих правил ипотеки недвижимости содержит гл. XI "Особенности ипотеки земельных участков". В данной главе предусмотрен запрет на ипотеку земельных участков, ограниченных или изъятых из оборота, определены условия залога права аренды на земельный участок, залога земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности. При регулировании отношений, связанных с отчуждением земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, а также объекты незавершенного строительства, применяются положения Закона о приватизации имущества.
Особенности правового режима отдельных категорий земель определены помимо ЗК РФ в ряде федеральных законов, включающих:
– ЛК РФ (земли лесного фонда);
– ВК РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта (земли водного фонда);
– федеральные законы: от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 03.12.2008 № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”" (земли особо охраняемых природных территорий);
– ГрК РФ, Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации", ЖК РФ и Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (земли населенных пунктов);
– федеральные законы: от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (земли транспорта);
Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Закон о садоводческих объединениях граждан, Закон о фермерском хозяйстве (земли сельскохозяйственного назначения).
Особенности правового режима земель и земельных участков, осуществление градостроительной деятельности, порядок изъятия и прекращения прав на земельные участки на территориях, которые выделены для проведения таких международных мероприятий как XXII Олимпийские игры (Сочи, 2014 г.) и встреча глав государств и правительств в рамках форума "Азиатско- тихоокеанское экономическое сотрудничество" (Владивосток, 2012 г.), определены соответственно в Законе об Олимпийских играх и Федеральном законе от 08.05.2009 № 93-Φ3 "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Значительную группу источников земельного нрава составляют подзаконные нормативные правовые акты, представленные постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными правовыми актами. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений федеральных законов, поэтому не носят комплексного характера, а являются тематически узкоспециальными.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 71 "Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации" определяет порядок установления границ береговой полосы, цели, для которых эти земли могут предоставляться в пользование, и ограничения хозяйственной деятельности. В развитие Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" принято постановление Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 "О порядке определения нормативной цены земли", которое устанавливает, что нормативная цена земли ежегодно определяется субъектами РФ и не может превышать 75% от ее рыночной стоимости. Платежам за землю также посвящено постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". В целях обеспечения исполнения Закона о регистрации прав на недвижимое имущество принято постановление Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". В развитие положений Закона о кадастре недвижимости приняты следующие постановления Правительства РФ: от 07.02.2008 № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков"; от 18.08.2008 № 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости"; от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил государственной кадастровой оценки земель".
В системе подзаконных нормативных правовых актов заметная роль принадлежит ведомственным актам. Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти ограничена. Они не обладают полной свободой усмотрения относительно выбора вопросов правового регулирования. Их нормотворческие полномочия по принятию земельных нормативных правовых актов определяются частично федеральными законами, а частично положениями о соответствующих ведомствах. Например, Минэкономразвития России своими приказами утвердило Примерную форму договора аренды земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны[1], Методику расчета арендной платы но договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон[2] и Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок[3]. Ведомственное регулирование земельных отношений применительно к землям сельскохозяйственного назначения возложено на Минсельхоз России. В рамках своих полномочий это министерство своим приказом от 07.09.2009 № 411 утвердило Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля. Кроме того, соответствующие нормотворческие полномочия имеются у Минприроды России, а также у Минтранса России.
Хотя ясное определение тематики нормативных правовых актов, принимаемых федеральными министерствами и ведомствами, и позволяет контролировать ведомственное нормотворчество, в данной области сохраняются и недостатки. Так, для ведомств не устанавливаются сроки принятия необходимых актов. В результате не связанные временными обязательствами министерства и ведомства могут длительное время не принимать предусмотренные для них акты, тем самым препятствуя надлежащему исполнению закона. К примеру, в соответствии с Положением о Минсельхозе России[4] данное министерство должно принять, но до настоящего времени не приняло правила и нормы в области мелиорации земель, порядок предоставления лицом, использующим земельный участок, входящий в состав земель сельскохозяйственного назначения, сведений об организации производственного земельного контроля.
Земельное законодательство субъектов РФ, как указывалось выше, касается только тех вопросов, правотворческие полномочия по которым закреплены за ними федеральными законами. Не претендуя на всеобъемлющий анализ регионального земельного законодательства, а лишь опираясь па примеры земельного законотворчества отдельных субъектов РФ, можно выделить пока два типа систем земельного законодательства субъектов РФ.
Одни субъекты РФ ограничиваются принятием земельных законов по отдельным узким вопросам, другие пошли по пути принятия комплексных законов, т.е. охватывающих значительный круг земельных отношений, наряду с принятием и узкоспециальных земельных законов.
К первому типу системы земельного законодательства относится, например, законодательство Ярославской, Тверской, Оренбургской, Иркутской областей. Ко второму типу – законодательство Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Республики Дагестан, Московской области.
В Ярославской области действуют следующие законы: Закон Ярославской области от 03.07.2002 № 52-з "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Ярославской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"; Закон Ярославской области от 03.07.2002 № 53-з "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ярославской области"; Закон Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области"; Закон Ярославской области от 18.02.2005 № 4-з "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Ярославской области"; Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности"; Закон Ярославской области от 13.06.2007 № 30-з "О пригородных зонах городов Ярославской области". В этих законах определены основания и круг лиц, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков; размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно и за плату из земель, находящихся в государственной собственности Ярославской области, предусмотрено, что одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих подсобное хозяйство, могут находиться земельные участки общей площадью не более 1,5 га. Цена выкупаемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности колеблется от 5-кратной до 15-кратной ставки земельного налога. Примерно такой же круг вопросов охватывают законы Тверской области: Закон Тверской области от 20.09.2001 № 170-03-2 "Об охране плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области"; Закон Тверской области от 22.06.2006 № 66-30 "О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена"; Закон Тверской области от 09.04.2008 № 49-30 "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области".
Законодательство Иркутской области состоит из следующих законов: Закон Иркутской области от 10.12.2003 № 63-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность", Закон Иркутской области от 07.10.2008 № 69-03 "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения", Закон Иркутской области от 12.03.2009 № 8-оз "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", которые также посвящены тем вопросам, которые входят в ведение субъектов РФ в соответствии с ЗК РФ и Законом об обороте земель. Наряду с ними в Иркутской области принят также закон, регулирующий широкий круг земельных отношений: Закон Иркутской области от 21.12.2006 № 99-03 "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области". Этот закон определяет режим земельных участков, находящихся в собственности области, перевод земельных участков из одной категории в другую, порядок установления публичных сервитутов, порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям регионального значения, порядок предоставления информации о возможном изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Земельный кодекс Республики Татарстан от 10.07.1998 № 1736 (далее – ЗК РТ) построен по типу кодифицированного акта, хотя практическая значимость его статей остается не столь значительной. Это связано с включением в текст закона множества бланкетных норм, отсылающих в соответствующих случаях к федеральному законодательству. Например, ст. 6 ЗК РТ регулирует вопрос о целевом назначении земель, т.е. вопрос, уже урегулированный ЗК РФ. Поэтому в статье имеются лишь два положения: одно содержит понятие целевого назначения, а второе – положения о правовом режиме земель. Значимость такой статьи сводится к нулю. Статья 7 ЗК РТ дублирует ст. 7 ЗК РФ. Статья 8 ЗК РТ, регулирующая вопросы отнесения земель к той или иной категории, содержит ссылку на федеральный закон. То же самое можно сказать почти о всех других статьях ЗК РТ. По сути, практическое значение имеют лишь положения, касающиеся полномочий органов государственной власти Республики Татарстан в части земель, находящихся в собственности Республики Татарстан. Вместе с тем в законодательстве Республики Татарстан отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные земельные вопросы, закрепленные за ней федеральными законами.
В Республике Башкортостан основу земельного законодательства составляет Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Данный закон является кодифицированным актом, хотя также как и ЗК РТ в значительной части содержит дублирующие федеральное законодательство положения или бланкетные нормы. Например, ст. 6 этого закона, декларирующая о том, что разграничение государственной собственности осуществляется в соответствии с федеральным законом, не имеет никакого практического значения. Это же касается ст. 7 закона, которая практически полностью дублирует ст. 19 ЗК РФ о муниципальной собственности. Значимость представляют только те положения закона, которые касаются полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан в области земельных отношений, а также положения, устанавливающие условия и основания бесплатного предоставления земельных участков (ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з). Интересно, что предоставление земельных участков из государственной собственности Республики Башкортостан поднято на высокий уровень: решения по этому вопросу принимает Правительство Республики Башкортостан. Определенную существенность имеют также положения, устанавливающие порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Башкортостан, хотя и они построены по аналогии с соответствующими положениями ЗК РФ.
Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 № 45 "О земле" также в значительной части дублирует федеральное земельное законодательство, но с указанием в качестве сферы действия на территорию Республики Дагестан. Так, в ст. 4 рассматриваемого закона дан состав земель в Республике Дагестан, который полностью совпадает с тем составом, который определен в ЗК РФ. Такие же совпадения содержатся и в статьях, регулирующих отношения собственности па землю и права пользования. В Законе Республики Дагестан от 29.12.2003 № 45 определены некоторые особенности регулирования земельных отношений. В частности, полномочия по переводу земель из одной категории в другую закреплены за Правительством Республики Дагестан.
Земельное законодательство Московской области состоит из Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области"; Закона Московской области от 21.09.2004 № 120/2004-03 "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области “О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области”". В законодательстве Московской области существует и кодифицированный акт – Закон Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", который, помимо вопросов определения полномочий органов государственной власти Московской области, также устанавливает некоторые специальные правила в области земельных отношений. В частности, им вводится понятие незастроенного земельного участка и определен порядок предоставления таких участков для различных целей, установлен порядок переоформления прав на земельные участки, правила предоставления земельных участков на торгах, порядок проведения публичных слушаний при установлении публичного сервитута и др.
Важное место в системе земельного законодательства принадлежит муниципальным правовым актам. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся режима земель, находящихся в муниципальной собственности, а также вопросам, правовое регулирование по котором передано в их ведение федеральными или региональными законами. В системе этих актов особо заметна роль правил землепользования и застройки, обязанность по принятию которых в сроки до 1 января 2012 г. возложена на органы местного самоуправления Законом о введении в действие ЗК РФ.