Методология исследования GR и лоббизма
Исследованиям GR и лоббизма в России уже значительное количество лет. Однако сколько-нибудь фундаментальных работ, связанных с определением методологических стратегий изучения различных аспектов лоббизма и GR, не существует. При этом очевидно, что от выбора стратегии зависит видение не только отдельных аспектов GR или лоббизма, но и представление о самом явлении в целом.
Например, рассмотрение GR и лоббизма через призму властных концепций,, в зависимости от их сути, может привести к полярно противоположным выводам. Лоббизм может в рамках конспирологических концепций предстать в виде тотального механизма тайного влияния на власть. И в то же время в рамках оптимистического демократического дискурса оказаться уникальным по эффективности механизмом представительства интересов. Далее, в рамках парадигм ресурсных концепций власти лоббизм и GR – способ, мера, механизм обмена ресурсами. В свою очередь концепции, связанные с изучением поведенческих моделей (бихевиористский подход), дадут в результате всего лишь технологические схемы взаимодействия субъектов и их взаимного влияния.
Исследование лоббизма в рамках парадигмы "демократия – иные режимы" приводит к "открытию" новых ракурсов в видении лоббизма. С одной стороны, лоббизм не вписывается в теорию классической демократии, подрывает ее. И в ее рамках оказывается элементом антидемократическим, орудием в руках "злых сил", в качестве которых могут называться крупные корпорации, монополистический капитал и т.п. С другой стороны, лоббизм, подрывая фундамент классических демократических схем, расчищает дорогу для создания новых теорий. Уже в рамках шумпетеровской теории демократии, в которой элиты соревнуются в борьбе за голоса избирателей, лоббизм оказывается механизмом обратного влияния масс на эти конкурирующие элиты. А в демократии участия лоббизм и GR – один из основных элементов влияния гражданского общества на принимающие решения структуры. Наконец, абсолютизация роли механизмов неклассической демократии приводит к обоснованию новой теоретической модели демократии, основанной прежде всего и главным образом на лоббизме, – модели функциональной демократии, в рамках которой традиционные формы представительства интересов дополняются механизмами непарламентского давления, т.е. механизмами "функционального представительства".
Коммуникативистские методологические дискурсы позволяют взглянуть па GR и лоббизм как на технологическую схему. Соответственно каждый из коммуникативистских теоретических концептов подчеркивает, выделяет ту или иную сторону лоббистской коммуникации: психологическую, структурную и т.д.
В рамках самых различных методологических схем, используемых в отечественной политологии, присутствует принципиальный порок: стремление расширить рамки лоббизма. Попытки политологов определить GR и лоббизм просто через "влияние на органы власти и местного самоуправления" приводят к тому, что лоббизм в принципе оказывается тождественным политике. В рамках лоббизма оказывается и обмен ресурсами, и коррупция, и непотизм и многое другое. Политологический выход из ситуации, как показали годы исследований, возможен лишь как ограничение предмета исследования влиянием субъектов экономического пространства и гражданского общества на органы власти и местного самоуправления. Однако даже при таком ограничении в число лоббистов могут попасть и депутаты Государственной Думы, и чиновники всех уровней, и губернаторы, и, по большому счету, кто угодно (см., например, рейтинги лоббистов, составляемые на протяжении многих лет "Независимой газетой", в которые входят или входили бывший глава Администрации Президента РФ (1999–2003) А. Волошин и иные сотрудники Администрации Президента РФ, бывший министр финансов А. Кудрин и иные члены правительства РФ, губернаторы и т.д.). Политологические исследования лоббизма, таким образом, нуждаются в достаточно жестком методологическом ограничении, как правило, формально юридического характера, связанном с определением основных понятий и границ лоббизма.