Методологические принципы и предмет социологии

Решающее влияние на воззрения П. Сорокина оказали идеи О. Конта и Г. Спенсера. Вот почему социологию он мыслил как опытную и точную науку, которой свойственно опираться на строгое изложение данных наблюдения и обобщения, основанных на тщательном анализе фактов. Хорошо проверенная статистическая диаграмма, писал П. Сорокин в молодые годы, стоит любого социально-философского трактата.

Учение Сорокина основывается на триедином понимании предмета социологии:

– актор как мыслящая личность и активно действующий индивид;

– общество как совокупность взаимодействующих индивидов и социальных отношений;

– культура, которая состоит из смыслов, ценностей и норм, а также средств их распространения[1].

В этом триединстве, или "триадической матрице", ни одна часть не может существовать в отрыве от других. П. Сорокин считал, что благодаря ей можно подойти к определению социологии как "обобщающей науки о социокультурных явлениях, рассматриваемых в их родовых формах, типах и разнообразных взаимосвязях"[2].

Вопросы теории и методологии социологического знания, природы социальных связей и социальных изменений занимают видное место в деятельности Сорокина. В российский период творчества Сорокин считал предметом социологии взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. В работе "Система социологии" он описывает общество (социальное народонаселение) как совокупность групп, образованных на основе общности территорий, языка, профессии, возрастных и других признаков. Группы подразделяются на простые и сложные (в зависимости от количества признаков, лежащих в основе их образования). К сложным группам относятся нации, классы и др. Положение индивидов в группах, в обществе в целом рассматривается с точки зрения характерной для них иерархической структуры.

Перебравшись в Америку, русский социолог поразился бесконечному потоку эмпирических и статистических работ, где математика, коэффициенты и бесчисленные расчеты существовали как бы ради самих себя – без глубокого анализа содержания социальных явлений. Повальное увлечение цифрами он вскоре назовет квантофренией. На рубеже 1920–1930-х гг. Сорокин разочаровывается в теоретических возможностях сциентизма и бихевиоризма. Он в пух и прах раскритиковал господствовавший в США "ползучий эмпиризм" и в противовес ему создал новую "интегральную философию и социологию", охватывающую все аспекты общества и культуры, вбирающую в себя самое ценное из позитивистских и антипозитивистских традиций научной мысли. Наиболее полное воплощение она получила в четырехтомной "Социальной и культурной динамике" (1937–1941), где изложена впечатляющая картина циклической флуктуации европейской культуры почти за три тысячи лет. Главным объектом социологии стала область повторяющихся во времени и пространстве социальных явлений, рассмотренных с позиций циклической концепции развития.

Таким образом, социология понималась как собирательная или, используя терминологию П. Сорокина, интегральная наука об обществе. Ученый с широким кругозором, знакомый с новейшими достижениями в области антропологии, литературоведения и истории, экономики и биологии, психологии и политических наук, активно участвовавший в общественной жизни дореволюционной России, П. Сорокин видел в социологии своего рода перекресток всех наук, некую меганауку, которая объединяет принципы, методы и теоретические изобретения различных наук, придавая им новое звучание и теоретическое осмысление. Социология как наука о структуре и эволюции общества возвышается над всеми ними, поскольку они исследуют только одну сторону жизни общества, какой-то узкий сегмент явлений. Экономика, психология или антропология занимаются глубоким, но частным анализом, открывают то, на что не способна социология как более общая наука. Подобно пчелам, они доставляют в общий научный улей пыльцу цветков и растений, где она перерабатывается социологией в новый продукт – ценнейший мед. "Вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов, и обратно – комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, начиная от увеличения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями... Процессы взаимодействия являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории... На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями религиозными, правовыми и научными"[3], – писал в первом томе "Системы социологии" Сорокин.

Идеи интегральной, или интегралистской, социологии озвучены в целом ряде сочинений Сорокина, в том числе в его работе "Моя философия – интегрализм"[4]. Как полагает В. Джеффрис, интегрализм – это глубокая переориентация и повое направление как в теории, так и в области эмпирических исследований[5].

"Сделай что сможешь, лучше потерпеть неудачу в достижении великой цели, чем успешно плавать на мелководье".

П. Сорокин

Система социологического знания у Сорокина содержит теоретические разработки и эмпирические исследования. Общая социология включает два уровня: а) структурный, который изучает культуру, общество и личность как системы; б) динамический, который сосредоточен на процессах и изменениях в этих системах. Те же самые уровни применимы и к "специальным социологиям", которые ориентированы на исследование конкретных классов социокультурных явлений, таких как семья, религия, экономика или преступность[6]. К специальным социологиям он, в частности, относил социологию культуры, социологию образования и криминологию.

Сорокин разработал несколько принципиальных концепций – социальной стратификации, мобильности, культурной типологии, истории социологии и другие, замыслы многих из них возникли у него еще в России. Отт ввел в современную социологию ряд новых понятий: социальная стратификации, социальная мобильность, страта, статус, проводники, актор и т.д. Важным вкладом в их развитие признаются: сравнительный, исторический и статистический анализ культуры, который лежит в основе его теории культурных типов, их интеграции и изменения[7]; анализ и типология социальных отношений[8]; теоретический и статистический анализ исторических колебаний войн и революций[9]; анализ социальной мобильности и стратификации[10]; анализ социальных теории и методологии[11]; изучение альтруистической любви[12] и др.