Методологические критерии анализа ТНК
В течение длительного времени в литературе выделяли ТНК (национальные по капиталу и интернациональные по сфере деятельности) и МНК (международные и по капиталу, и по сфере деятельности). Но сегодня практически употребляется только термин ТНК, поскольку крупные капиталы разных стран переплетены настолько, что трудно найти чисто национальные компании. В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Транснационализация стала одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Под транснационализацией понимают, прежде всего, процесс усиления роли ТНК.
Можно выделить три главных критерия принадлежности той или другой корпорации к ТНК:
1) структурный критерий;
2) критерий результативности;
3) критерий поведения.
В соответствии со структурным критерием ТНК – это фирма, которая имеет собственные филиалы в двух и больше странах, или это фирма, владельцы или высший управленческий персонал которой являются гражданами разных стран (при этом деятельность ТНК контролируется штаб-квартирой, которая содержится в одной стране. Именно поэтому различают американские, английские и другие ТНК).
По критерию результативности фирмы определяются как ТНК на основе абсолютных или относительных показателей: рыночная стоимость капитала, объем продажи, прибыль, активы. Характерным для транснациональных корпораций является то, что значительную часть прибылей они получают от своих зарубежных операций, большая часть продаж приходится на зарубежные рынки.
Согласно критерию поведения фирма может быть названа транснациональной, если ее высший менеджмент мыслит интернационально. Поскольку транснациональная корпорация действует более чем в одной стране, то ее руководство должно рассматривать весь мир как сферу своих потенциальных интересов. Этот критерий особенно важен в условиях глобализации мирового хозяйства. Крупнейшие ТНК превратились сегодня в глобальные корпорации.
Таким образом, компании не являются ТНК, если они просто торгуют за рубежом или выступают партнерами иностранных фирм. Существует несколько путей получения компанией статуса ТНК. Например, если 1) компания имеет много аффилятов или филиалов за рубежом; 2) если она действует в большом количестве стран мира; 3) доля прибыли или других доходов, полученных за рубежом, высока относительно всех доходов; 4) ее работники, акционеры и менеджеры из многих разных стран; 5) ее зарубежные операции – это не только продажи, но и производство, исследования, разработки.
Для более четкого понимания того, почему компании становятся транснациональными, важно делать различия между горизонтальной и вертикальной интеграцией. Горизонтально интегрированная ТНК расширяет свои операции за пределы национальных границ, производя тот же самый продукт или продуктовую линию в своих подразделениях за границей. Вертикально интегрированная ТНК производит товары и услуги, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, и результаты деятельности одних ее зарубежных подразделений подвергаются дальнейшей переработке на других.
Фирмы вовлекаются в горизонтальную интеграцию, чтобы стабилизировать или расширить свою рыночную долю. Хотя фирменный экспорт из страны базирования может иметь спрос на зарубежном рынке, местные производители могут составить ей конкуренцию и иметь большие преимущества. Производя продукцию па зарубежном рынке в большем объеме, чем экспортируя на него, фирма может избежать дополнительных издержек, например транспортных, а если речь идет о рынке развивающейся страны, то и снизить издержки производства, в частности, на рабочую силу. К тому же, производя непосредственно на рынке, фирма легче приспосабливается к его специфическим характеристикам и требованиям потребителей.
Другой важной причиной горизонтальной интеграции является политика иностранных правительств. Когда правительства вводят тарифные и нетарифные ограничения для иностранного импорта, фирма может ответить на это организацией производства "внутри" этих барьеров. Например, японский концерн Honda имел самую большую долю американского автомобильного рынка среди японских экспортеров в начале 1980-х гг. Когда США заставили Японию пойти на "добровольные экспортные ограничения" для японских автомобилей с 1981 по 1985 г., Honda стала первой японской автомобилестроительной компаний, начавшей производство в США. Кроме того, национальные правительства с начала 1980-х гг. начинают активно привлекать иностранные прямые инвестиции.
Вертикальная интеграция часто используется для того, чтобы избежать неопределенности и снизить трансакционные издержки. ТНК интернализируют их внутри фирмы. Вертикально интегрированные фирмы принимают решение об обратной интеграции, когда сырье и другие необходимые им материалы недоступны. Примерами такой интеграции могут быть вложения сталелитейных компаний в производство чугуна, нефтеперерабатывающих компаний – в добычу нефти, производителей резинотехнических изделий – в добычу натурального каучука. Такая обратная интеграция может дать возможность установить контроль над качеством сырья. Мотивация прямой интеграции та же, что и для обратной: снизить неопределенность и трансакционные издержки и обеспечить высокое качество товаров и услуг для потребителей.
Другой причиной вертикальной интеграции является стремление ограничить конкуренцию. Когда небольшое число ТНК контролирует источники сырья, они могут возвести серьезные барьеры для проникновения на рынок новых конкурентов. Как частные компании, ТНК осуществляют вертикальную интеграцию для того, чтобы ограничить контроль со стороны государства за их операциями. Например, ТНК часто манипулируют трансфертными ценами незаметно для правительств. Трансфертные цены – это цены, по которым осуществляются внутрифирменные поставки. Они позволяют эффективно управлять внутрифирменными операциями и контролировать деятельность зарубежных подразделений. ТНК могут направлять объявленные прибыли из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с низкими налогами (и тем самым снижать объем налоговых отчислений) путем искусственного завышения или занижения цен во взаимных операциях.
Фирмы, которые становятся ТНК, должны иметь не только желание, но и возможность таких превращений. Инновации в коммуникациях, транспортировке, технологиях облегчают интернационализацию хозяйственной деятельности. Фирмы становятся международными более успешно, если получают выгоду и от выхода на глобальный рынок, и от деятельности на своем внутреннем рынке. С одной стороны, ТНК оперируют в мире национальных государств, где они должны соответствовать требованиям и вкусам местных потребителей и подчиняться национальному законодательству; с другой – ТНК имеют многочисленные преимущества, проистекающие из их присутствия на глобальном рынке, такие как экономия на масштабах, возможность глобального финансирования, особый доступ к сырью и материалам, репутация их брендов.