Методики оценки эффективности корпоративной социальной политики компании

Методика измерения стратегических выгод компании от мероприятий в области КСО[1]. Данная методика предложена американскими учеными Л. Бурком и Дж.-М. Логздоном. Она включает следующие аналитические процедуры:

• идентификацию стратегически важных заинтересованных сторон;

• определение социально значимых политик, программ и проектов КСО, направленных на удовлетворение потребностей выявленных сторон;

• оценку возможностей приближения к стратегическим целям с помощью КСО; оценку выгод от проектов КСО;

• прогноз изменений во внешней среде, на которые можно повлиять с помощью проектов КСО;

• определение базового уровня обязательных требований для выявления возможностей добровольных действий;

• определение возможностей позитивной наглядности в области КСО для заинтересованных сторон; измерение и сравнение ценности, ожидаемой от различных проектов КСО.

Л. Бурк и Дж.-М. Логздон разработали систему показателей, характеризующих взаимосвязи КСО и стратегии развития компании. Они исходили из того, что главным стратегическим результатом является создание ценности. Для опенки возможного вклада мероприятий в области КСО в создание ценности предложено пять важнейших измерений:

1) приоритетность – близость политики в области КСО к миссии и задачам компании;

2) специфичность – способность компании извлекать частные выгоды от реализации программ в области КСО;

3) проактивность – степень, в которой программа КСО упреждает возникающие общественные тенденции и кризисные явления;

4) добровольность – возможности для дискреционного принятия решений и отсутствие навязанных извне норм, которым необходимо следовать, например добровольное превышение минимальных стандартов качества и безопасности;

5) наглядность – наблюдаемое и признаваемое доверие к компании со стороны всех заинтересованных лиц, например благоприятные упоминания о компании в СМИ.

Эти измерения служат критериями отбора социальных программ или проектов, максимизирующих создаваемую ценность. Вклад социальных мероприятий в создание ценности определяется матричным методом по оценкам потоков стратегических выгод, которые компания рассчитывает получить (табл. 14.3).

Из приведенных материалов видно, что стратегические выгоды компании от мероприятий в области КСО обусловлены этичностью поведения сотрудников, повышением их продуктивности труда и приверженности компании, укреплением ее делового имиджа, лояльностью потребителей, патентным или инновационным преимуществами, улучшением качества продукции, увеличением рынка сбыта и др.

Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики в формате "информационной карты". Данная методика разработана с учетом специфики деловой активности российских предприятий и их опыта при разработке планов социального развития, а также современных международных разработок в этой области. Она предназначена для применения в странах с развивающейся экономикой и слабым гражданским обществом. Тем не менее методика соответствует требованиям и критериям мировых стандартов по социальной ответственности и нефинансовой отчетности. Практическое применение этой методики предполагает привлечение ведущих специалистов и экспертных

Таблица 14.3

Измерение стратегической КСО и стратегических выгод от социально ответственного поведения компании[2]

Деятельность в сфере КСО / Критерии

Филантропические пожертвования

Поощрения и льготы сотрудникам

Экологический менеджмент

Политическая активность

Определенные характеристики продуктов, услуг, инноваций

Приоритетность

Бесплатная поставка в школы компьютеров

Новые продукты, процессные инновации

Благоприятные изменения в регулирующих правилах

Изменение представления о продукте, его конструкции

Специфичность

Расширение круга потребителей

Детские комнаты, гибкий график работы

Патентное и инновационное преимущество

Новые деловые возможности

Патентное или инновационное преимущество и лояльность бренду

Проактивность

Новые льготы и поощрения

Преимущества траектории обучения

Преварительная подготовка к изменениям регулирующих правил

Сканирование окружающей среды для создания преимущества в дизайне или идее продукта

Добровольность

Поддержка местного сообщества

Лояльность сотрудников, их моральный уровень

Позитивные отношения с регулирующими органами

Наглядность

Связи с общественностью

Выгоды "первого на рынке" или лидера

Создаваемая ценность

Лояльность потребителей, будущие покупатели

Рост продуктивности труда

Новые продукты или рынки

Рыночные возможности нового продукта

Новый продукт на новых рынках, преимущества в реагировании

сообществ на федеральном и региональном уровнях управления[3].

В предложенной методике определены следующие ракурсы оценивания:

• эффектов корпоративной социальной политики с точек зрения использования социальных инвестиций (СИ) и развития сети социального партнерства (СП);

• социальных инвестиций в разрезе направлений их использования во внутренней и внешней среде компании;

• эффективности удовлетворения интересов заинтересованных сторон компании, чаще общества и бизнеса.

В основу расчетов положены два принципа:

1) насыщаемости, понимаемой как условие, когда при достижении некоторого порогового значения социальные инвестиции перестают влиять на эффективность их вложений;

2) замещения одного фактора другим с учетом приоритетов работников и при условии резкого увеличения эффективности.

Расчет эффективности осуществляется с помощью корреляционных моделей, определяющих характер взаимосвязей между объемами внутренних и внешних социальных инвестиций и итоговыми показателями деловой и социальной активности компании и ее основных заинтересованных сторон. Методические расчеты выполняются в три этапа: определение динамики затрат на внешние и внутренние СИ и СП с целью выявления наиболее значимых направлений социальной политики компании; выявление средних показателей по основным направлениям СИ и СП с учетом региональных и отраслевых особенностей деловой активности и социального развития; выявление целевых нормативов и разработка механизма их уточнения и развития на основе процедуры формирования, принятия и обеспечения реализации социального заказа. Исходные данных для выполнения расчетов оформляются в виде информационной кар ты компании, которая разработана в соответствии с рекомендациями РСПП "базовые индикаторы результативности" (рис. 14.6).

Рис. 14.6. Система индикаторов в информационной карте для оценки эффективности СИ и СП