Методики оценки эффективности корпоративной социальной политики компании
Методика измерения стратегических выгод компании от мероприятий в области КСО[1]. Данная методика предложена американскими учеными Л. Бурком и Дж.-М. Логздоном. Она включает следующие аналитические процедуры:
• идентификацию стратегически важных заинтересованных сторон;
• определение социально значимых политик, программ и проектов КСО, направленных на удовлетворение потребностей выявленных сторон;
• оценку возможностей приближения к стратегическим целям с помощью КСО; оценку выгод от проектов КСО;
• прогноз изменений во внешней среде, на которые можно повлиять с помощью проектов КСО;
• определение базового уровня обязательных требований для выявления возможностей добровольных действий;
• определение возможностей позитивной наглядности в области КСО для заинтересованных сторон; измерение и сравнение ценности, ожидаемой от различных проектов КСО.
Л. Бурк и Дж.-М. Логздон разработали систему показателей, характеризующих взаимосвязи КСО и стратегии развития компании. Они исходили из того, что главным стратегическим результатом является создание ценности. Для опенки возможного вклада мероприятий в области КСО в создание ценности предложено пять важнейших измерений:
1) приоритетность – близость политики в области КСО к миссии и задачам компании;
2) специфичность – способность компании извлекать частные выгоды от реализации программ в области КСО;
3) проактивность – степень, в которой программа КСО упреждает возникающие общественные тенденции и кризисные явления;
4) добровольность – возможности для дискреционного принятия решений и отсутствие навязанных извне норм, которым необходимо следовать, например добровольное превышение минимальных стандартов качества и безопасности;
5) наглядность – наблюдаемое и признаваемое доверие к компании со стороны всех заинтересованных лиц, например благоприятные упоминания о компании в СМИ.
Эти измерения служат критериями отбора социальных программ или проектов, максимизирующих создаваемую ценность. Вклад социальных мероприятий в создание ценности определяется матричным методом по оценкам потоков стратегических выгод, которые компания рассчитывает получить (табл. 14.3).
Из приведенных материалов видно, что стратегические выгоды компании от мероприятий в области КСО обусловлены этичностью поведения сотрудников, повышением их продуктивности труда и приверженности компании, укреплением ее делового имиджа, лояльностью потребителей, патентным или инновационным преимуществами, улучшением качества продукции, увеличением рынка сбыта и др.
Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики в формате "информационной карты". Данная методика разработана с учетом специфики деловой активности российских предприятий и их опыта при разработке планов социального развития, а также современных международных разработок в этой области. Она предназначена для применения в странах с развивающейся экономикой и слабым гражданским обществом. Тем не менее методика соответствует требованиям и критериям мировых стандартов по социальной ответственности и нефинансовой отчетности. Практическое применение этой методики предполагает привлечение ведущих специалистов и экспертных
Таблица 14.3
Измерение стратегической КСО и стратегических выгод от социально ответственного поведения компании[2]
Деятельность в сфере КСО / Критерии |
Филантропические пожертвования |
Поощрения и льготы сотрудникам |
Экологический менеджмент |
Политическая активность |
Определенные характеристики продуктов, услуг, инноваций |
Приоритетность |
Бесплатная поставка в школы компьютеров |
Новые продукты, процессные инновации |
Благоприятные изменения в регулирующих правилах |
Изменение представления о продукте, его конструкции |
|
Специфичность |
Расширение круга потребителей |
Детские комнаты, гибкий график работы |
Патентное и инновационное преимущество |
Новые деловые возможности |
Патентное или инновационное преимущество и лояльность бренду |
Проактивность |
Новые льготы и поощрения |
Преимущества траектории обучения |
Преварительная подготовка к изменениям регулирующих правил |
Сканирование окружающей среды для создания преимущества в дизайне или идее продукта |
|
Добровольность |
Поддержка местного сообщества |
Лояльность сотрудников, их моральный уровень |
Позитивные отношения с регулирующими органами |
||
Наглядность |
Связи с общественностью |
Выгоды "первого на рынке" или лидера |
|||
Создаваемая ценность |
Лояльность потребителей, будущие покупатели |
Рост продуктивности труда |
Новые продукты или рынки |
Рыночные возможности нового продукта |
Новый продукт на новых рынках, преимущества в реагировании |
сообществ на федеральном и региональном уровнях управления[3].
В предложенной методике определены следующие ракурсы оценивания:
• эффектов корпоративной социальной политики с точек зрения использования социальных инвестиций (СИ) и развития сети социального партнерства (СП);
• социальных инвестиций в разрезе направлений их использования во внутренней и внешней среде компании;
• эффективности удовлетворения интересов заинтересованных сторон компании, чаще общества и бизнеса.
В основу расчетов положены два принципа:
1) насыщаемости, понимаемой как условие, когда при достижении некоторого порогового значения социальные инвестиции перестают влиять на эффективность их вложений;
2) замещения одного фактора другим с учетом приоритетов работников и при условии резкого увеличения эффективности.
Расчет эффективности осуществляется с помощью корреляционных моделей, определяющих характер взаимосвязей между объемами внутренних и внешних социальных инвестиций и итоговыми показателями деловой и социальной активности компании и ее основных заинтересованных сторон. Методические расчеты выполняются в три этапа: определение динамики затрат на внешние и внутренние СИ и СП с целью выявления наиболее значимых направлений социальной политики компании; выявление средних показателей по основным направлениям СИ и СП с учетом региональных и отраслевых особенностей деловой активности и социального развития; выявление целевых нормативов и разработка механизма их уточнения и развития на основе процедуры формирования, принятия и обеспечения реализации социального заказа. Исходные данных для выполнения расчетов оформляются в виде информационной кар ты компании, которая разработана в соответствии с рекомендациями РСПП "базовые индикаторы результативности" (рис. 14.6).
Рис. 14.6. Система индикаторов в информационной карте для оценки эффективности СИ и СП