Методика воспитательного чтения
Метод воспитательного чтения предложил на рубеже XIX—XX вв. Ц. П. Балталон, Сторонники этого метода выступали против хрестоматий, в которых часто были сосредоточены отрывки из художественных произведений, потому что учебный материал учебников по чтению должен был отвечать формальным и содержательным требованиям. По мнению сторонников воспитательного чтения, внимание на уроке объяснительного чтения в основном уделялось технической стороне навыка чтения, тогда как воспитательная линия была ослаблена. Ц. П. Балталон считал, что детям интересны не отдельные слова и предложения, а законченные произведения. "Задача современной школы — перейти к системе воспитательного чтения. Для этого должны быть организованы, приспособлены к потребностям чтения школьные библиотеки, изданы дешевые брошюры, представляющие собой лучшие произведения детской художественной и научно-популярной литературы, которые могут быть даны в руки учащимся для всестороннего изучения их под руководством учителя"[1].
Для работы с таким учебным материалом — детскими книгами - Ц. П. Балталон предлагал особый способ. Заботясь о целостности детского впечатления от восприятия художественного произведения, он рекомендовал первичное чтение текста проводить учителю, который должен был непременно уметь читать выразительно. Чтение длилось, как правило, не менее 30 минут, а если рассказ был очень велик, то и несколько уроков.
В своих пособиях Ц. П. Балталон давал учителю методические рекомендации для проведения воспитательных бесед религиозного, эстетического, нравственного, бытового характера. Нередко в его пособиях давались конспекты уроков, в котором находили отражение следующие позиции предварительного методического анализа текста: время и место действия, имена главных героев, логические части текста с названиями (т.е. план текста), перечень вопросов к тексту, наглядные пособия к уроку.
Методика работы над текстом художественного произведения предполагала до 11 уроков по одному произведению. На втором уроке (после первого урока восприятия рассказа в чтении учителя) дети составляли короткие письменные заметки о прочитанном. Это могли быть имена персонажей, название рассказа или его тема, время и место действия, план рассказа. Затем следовал урок — беседа о прочитанном, на котором дети пересказывали отдельные части рассказа, комментировали прочитанное, давали оценку явлениям, изображенным в рассказе. Затем в течение двух уроков дети писали изложения по тексту: либо в виде ответов на вопросы (первый и второй классы), либо в свободной форме (в третьем-четвертом классах). Целый урок рекомендовалось отвести для работы над ошибками в изложениях учащихся. Наконец, в течение нескольких уроков (от двух до четырех) дети тренировались в громком и выразительном чтении этого текста. Потом в течение двух уроков дети списывали текст, выполняли грамматические упражнения. На последнем уроке текст делили на части, пересказывали.
Методика воспитательного чтения развивалась не менее 20 лет, нашла много сторонников среди передовых российских педагогов. Она была созвучна идеям зарубежной педагогики. Так, под влиянием популярной в то время в России американской педагогики Ц. П. Балталон предлагал поддерживать любую ученическую инициативу. Воспитание воли, ума, характера, полезных привычек учащихся эффективнее происходит в практической деятельности, для чего он рекомендовал привлекать детей к организации и работе различных кружков, библиотек, школьных хозяйств, музеев, опытных садов, коллекций — там, где могли пригодиться знания, полученные ими на уроках классного чтения.
В целом можно сказать, что методика воспитательного чтения в силу своей односторонности не могла решить всех проблем обучения младших школьников чтению в начальной школе России начала XX в. Главным недостатком метода воспитательного чтения является то обстоятельство, что он оставлял учащимся как читателям пассивную роль: текст им читал учитель, сами дети читали мало. Методика воспитательного чтения, безусловно, была рассчитана на высокообразованного учителя, который разбирался бы в вопросах педагогики, психологии ребенка, хорошо знал бы детскую литературу, тем более, что учебный материал для уроков классного чтения рекомендовалось выбирать самому учителю, хотя авторы методики воспитательного чтения и публиковали рекомендательные списки произведений детской литературы с необходимым методическим комментарием. В связи с этим остро вставал вопрос о качестве подготовки учителя начальной школы. Столь высокие требования в применении данного метода существенно ограничивали возможности его широкого распространения в отечественной начальной школе.