Методика "Прямое вмешательство"
В качестве примера может быть приведена методика семейной психологической помощи "Прямое вмешательство" (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий). Она предусматривает реализацию нескольких последовательных этапов:
1. Подготовительный этап. Он начинается с обращения к специалисту близкого родственника больного, страдающего зависимостью. Вместе с консультантом определяется круг членов семьи и значимых для больного лиц, знающих о его зависимости. Суть проблемы обратившийся клиент видит в зависимом поведении подростка и просит помочь справиться с этим.
2. Создание "коллектива вмешательства". Лицо, обратившееся за помощью к специалисту, проводит переговоры с выделенным кругом близких и друзей больного, предлагая организовать "коллектив вмешательства". После этого все согласившиеся принять участие в лечебном процессе собираются у консультанта, знакомятся с ним. Специалист беседует со всеми, собирает дополнительные анамнестические сведения, интересуется мнениями о причинах создавшейся ситуации, ее особенностях, а также предложениями о том, как ее можно улучшить. Далее присутствующие обеспечиваются объективной информацией психологического и медицинского характера о стадии заболевания, его проявлениях, возможных вариантах течения. "Коллективу вмешательства" предлагается прогноз о том, как будут разворачиваться события дальше, если все пустить на самотек, и несколько альтернативных вариантов вмешательства, дающих шанс переломить ситуацию в лучшую сторону. Ни на одном из вариантов консультант не настаивает, но высказывает просьбу оценить варианты и на следующей сессии рассказать о своих соображениях по этому поводу. На сплочение "коллектива вмешательства" уходит около двух месяцев. Суть проблемы члены "коллектива вмешательства" видят в подростке и его "безобразном поведении".
3. Активная работа. Участники "коллектива вмешательства", обсуждая на встречах с консультантом проблемы семьи больного, начинают понимать свою роль в дисфункциональном взаимодействии. Для этого специалисту приходиться преодолевать психологические защиты, помогать членам "коллектива вмешательства" проявлять свои чувства. С каждым обсуждается манера его поведения с больным подростком, реакции на его эксцессы. На сессиях теперь уже ставится вопрос не о том, как изменить подростка, а о том, как изменить себя, чтобы жизнь стала лучше. Особое внимание участников обращается на анализ положительных и отрицательных перемен, отмечаемых в каждом из них, в больном, в семейных коммуникациях, в ситуации в целом.
На одной из сессий участникам дается задание, не советуясь друг с другом, описать дома одну и ту же известную всем скандальную ситуацию, связанную с зависимостью подростка. Рассказ должен включать в себя точное описание события и поведения больного; отношение к зависимости; выражение собственного чувства по этому поводу; выражение пожеланий или положительных чувств к подростку. Формулировки должны отражать симпатию, сочувствие к больному, озабоченность его судьбой.
4. Выбор альтернативы. Участники сессии поочередно читают то, что написали дома, удивляясь разным интерпретациям одних и тех же событий. В обсуждении уточняются какие-то детали. Участники отвечают на вопрос о том, как бы они изменили свое поведение, если бы время можно было повернуть вспять и вновь оказаться в обсуждаемой ситуации. На следующей сессии консультант обсуждает с участниками сессии, какие формы лечения больного могут оказаться наиболее эффективными. Выбирается несколько вариантов, которые будут предложены ему на выбор.
5. Непосредственное вмешательство. Члены семьи просят больного прийти на встречу с консультантом для обсуждения семейных проблем. Больной, желающий узнать, куда столько времени ходили его близкие, обычно не отказывается от посещения психолога. На сессии в присутствии больного участники вновь зачитывают впечатления о поведении больного, выражая при этом ему свои теплые чувства, озабоченность, высказывая пожелания согласиться на лечение и уверенность в успехе. Под таким натиском больной, как правило, соглашается на лечение.