Методика проведения фонетического разбора
Фонетический разбор (фонетический анализ, звуковой анализ) — разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение, используемое не только в период обучения грамоте, но и в процессе изучения всего курса русского языка. Фонетический разбор заключается в делении слова на слоги, определении места ударения, установлении звукового состава слова и характеристики каждого звука без учета графического, морфемного и орфографического состава слова.
О значимости умения выполнять фонетический анализ писали многие ученые-методисты. Так, А. Н. Гвоздев отмечал, что "хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится"[1]. И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно маленькому школьнику без помощи учителя. Важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной, поэтому учителю необходимо уверенно владеть теми способами действия, которыми должен овладеть ученик.
В методической практике различают фонетический (звуковой) и фонетико - графический (звуко-буквенный) разборы. Последний включает звуковой разбор в качестве первого этапа, поэтому очевидно, что без умения выполнять фонетический анализ школьники не могут перейти к освоению фонетико-графического. В методике обучения русскому языку значимость умения школьников выполнять фонетический анализ связывается не только с освоением процесса чтения (перекодировки буквенного образа слова в звуковой), но и с формированием основ орфографической грамотности. Дети, овладевшие навыком фонетического анализа, практически не допускают в письменных работах ошибок, приводящих к искажению слова.
Приведем примеры таких ошибок:
1) замена и перестановки букв (зайцик, окчщ рапу с, мартёшка);
2) пропуски букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (плъма, корбль, рабта);
3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
5) раздельное написание частей одного слова (с тол, на рисовал)]
6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).
Поскольку подобные ошибки занимают значительное место в письменных работах, их устранение заметно повысит уровень орфографической грамотности учеников. Это подчеркивает важность умения школьников выполнять фонетический анализ.
Характеристика фонетического анализа связана с установлением его цели, содержания, предмета и результата. Целью включения фонетического разбора в систему фонетических упражнений в период обучения грамоте является формирование у первоклассников умения слышать звучащее слово, т.е. безошибочно устанавливать последовательность звуков в нем и давать характеристику каждому звуку. ОГЛАВЛЕНИЕм фонетического разбора выступает совокупность звуков слова без установления связи с обозначением их буквами. Предметом фонетического анализа является слово как совокупность звуков; вычленению подвергаются как вся их последовательность, так и отдельные звуки (например, первый или последний). Результатом фонетического разбора является звуковая схема-модель слова (в период обучения грамоте) или транскрипция слова (на более поздних этапах обучения русскому языку).
Д. Б. Эльконин указывает: "Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове; 2) установление различительной роли звука; 3) выделение качественных основных характеристик звука"[2]. Нетрудно обнаружить, что последовательность действий при выполнении учеником фонетического разбора строго алгоритмизирована. Выполнение первоклассниками каждого действия обеспечивается предварительной работой с фонетическими понятиями, формированием соответствующих умений и освоением комплекса специальных действий (способов действия).
В практике начального обучения получил распространение план (алгоритм) выполнения фонетического анализа, предложенный Д. Б. Элькони-ным. Проанализируем последовательность действий.
Пример
- Произнесите и послушайте слово.
Для того чтобы ученику удалось выполнить первое действие, учителю необходимо продумать вариант предъявления слова, предназначенного для анализа. Очевидно, что слово для фонетического анализа должно быть предъявлено звучащим. Для этого удобно использовать предметные картинки, загадки разного вида, строчки из известных детям стихотворений и т.п. При этом важно, чтобы слово было произнесено в соответствии с правилами орфоэпии (а не орфографии!). Например:
- Помогите мне закончить строчку из известного вам стихотворения: "Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке... (мяч)". Произнесите это слово и послушайте его.
Произнося слово, предназначенное для разбора, ученик осознает предмет фонетического анализа. ("Другого способа предъявления звуковой структуры слова, кроме как произношение, — нет", — отмечают ученые.)
- Определи в слове место ударения.
- Раздели слово на слоги (произнеси слово по слогам). Составь слоговую схему. Покажи в ней ударный слог.
- Протяни (выдели голосом) первый звук из целого слова, назови его (произнеси отдельно), охарактеризуй и обозначь условным значком.
Требование протянуть первый звук напоминает первоклассникам способ действия и средство контроля правильности его выполнения. После того как звук выделен и назван, следует дать ему характеристику (гласный (согласный), если гласный -ударный (безударный), если согласный — твердый (мягкий) или глухой (звонкий)). Использование условного знака для обозначения звука, напоминаем, связано с необходимостью материализовать действия маленьких школьников.
- Выделите голосом каждый следующий звук, охарактеризуйте его и обозначьте. Аналогичные действия выполняются с каждым следующим звуком слова.
- Проверьте по схеме, получилось ли слово.
Несмотря на то что вычленение каждого звука происходит из полного слова и контролируется по ходу звукового анализа, нужно еще раз последовательно произнести все звуки слова (прочитать но схеме), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Называя последовательно выделенные звуки в слове, ученик осуществляет аналитико-синтетическую работу со звуками, о которой писал еще К. Д. Ушинский.
Учителю необходимо помнить, что не любые слова целесообразно предлагать для фонетического анализа. Действия звукового разбора предполагают сначала выделение голосом звука, а затем его изолированное произнесение. Не все звуки речи могут быть подвергнуты подобной "обработке". Например, редуцированные (краткие) гласные звуки вне слова произнести трудно, почти невозможно без потери их акустических свойств. Именно по этой причине не следует использовать для звукового анализа слова, содержащие звуки в качественной редукции. Учителю необходимо заранее продумывать дидактический материал для фонетических упражнений. Как видно, фонетический анализ состоит из тех способов действия, которые были освоены учениками при работе с каждым из фонетических понятий. В этом смысле фонетический анализ представляет собой комплекс обобщающих учебных действий аналитического характера.
Заключая методические рекомендации по ведению фонетической работы в период обучения грамоте, обратим внимание на наиболее распространенные лингвометодические ошибки, допускаемые учителями в формулировках заданий или вопросов:
— Произнесите звук [с]. Какой он? (Твердый.) А теперь произнесите его мягко.
— В слове кит замените звук [и] на звук [о]. Какое слово получилось? Эти высказывания учителей неверны: первый пример демонстрирует искаженное представление учителя о фонетической системе русского языка: согласные, парные по твердости (мягкости), — это разные звуки. При замене в слове кит только гласного звука нового слова не получится; необходимо еще заменить первый мягкий согласный звук на твердый.
Понимая, что не следует разрушать у детей (особенно у читающих) орфографический образ слова, учителя нередко в словах выделяют не звук, а букву: в слове нож выделяют последний звук [ж], в слове гроза — первый гласный звук [о] или в слове маяк выделяют гласный звук [я], что, конечно, недопустимо. На первых порах обучения фонетическому анализу слова, содержащие орфограмму, можно не предъявлять, однако совсем их исключать не следует: ученики должны научиться доверять собственному слуху п i le подменить попятим "звук" и "буква".
Не в полной мере понимая сущность фонетических умений, их значимость для дальнейшего обучения письму (и правописанию), учителя иногда предъявляют для анализа написанное (напечатанное) слово ("Прочитайте слово. А теперь выполните звуковой разбор и составьте схему".) К сожалению, педагоги сокращают время фонетической работы и количество фонетических упражнений, стремясь заполнить время урока упражнениями в чтении. Методисты обращают внимание учителей на то, что недостаток фонетической работы в период обучения грамоте и ошибки в ее осуществлении неизбежно скажутся на качестве последующей подготовки школьников в области грамматики и правописания. Вот почему на фонетическую работу следует обратить самое серьезное внимание.
В курсе русского языка фонетические знания и умения систематизируются и обобщаются, поэтому основная задача уроков на этом этапе обучения — по-прежнему развивать у детей правильное и четкое произношение каждого слова и отдельных звуков в нем, совершенствовать умение слогоделения, вычленения последовательности звуков в слове и их характеристика. Фонетический разбор как вид упражнения продолжает использоваться учителем в соответствии с известными методическими требованиями. Вместе с тем на уроках русского языка школьники могут познакомиться с транскрипцией как способом записи звукового состава слова. Тех знаков, которые использовались в период обучения грамоте, уже недостаточно, так как они помогали детям обозначить качество звука, но не назвать его. Умение выполнять такие записи и читать их будет важно при дальнейшем освоении графики и орфографии, поэтому понятия "звук" и "буква" по-прежнему следует сопоставлять в процессе выполнения, например, такого задания:
— Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано, — начинает беседу учитель и обращает внимание детей на запись: [а] с [у] л [л | [с] и др. Попробуем прочитать эти записи, не ошибаясь в названии букв.
В первом классе может быть введена элементарная транскрипция несложных по звуковому составу слов ([к л1 о н], [й' а м а], [к л' а к с а] и др.). Во втором классе транскрипция понадобится для звуко-буквенного анализа и для обобщения представлений школьников о понятии "орфограмма".