Закономерности воспитания
Рассмотрим теперь закономерности, действующие в воспитательном компоненте эдукационной системы. Согласно определению они будут принадлежать к специфическим (частным), поскольку описывают связи только в подсистеме воспитания.
Закономерности воспитания – это общие, объективные, постоянные связи, существующие между явлениями и процессами воспитания. В воспитании одновременно действует множество закономерностей. Хотя на первый взгляд кажется, что в этом процессе много случайного, вызванного стечением обстоятельств, неконтролируемыми условиями, тем не менее процессы и результаты воспитания глубоко обусловлены действием главных, не всегда видимых сил. Закономерности воспитания выражают связи и зависимости между его главными сущностями. Как и в других процессах, здесь проявляется одновременное и комплексное действие многих связей. Одни из них относятся к отдельным аспектам (частям, компонентам) процесса, другие охватывают систему в целом, а есть и такие, действие которых выходит за пределы системы воспитания и распространяется на все процессы развития и формирования человека. Первые называются частными, вторые – общими, а третьи – всеобщими закономерностями воспитания.
Сфера действия общих закономерностей ЭП, в которых выражаются связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса, распространяется на всю систему эдукационного процесса. Общие закономерности в силу иерархии включают в сферу своего действия связи, существующие в отдельных компонентах системы, т.е. частные (специфические, конкретные) закономерности. Воспитательный процесс как часть более общего эдукационного процесса подчиняется своим специфическим закономерностям. В нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем – развития и формирования, тогда как сами эти системы выступают составляющими общей глобальной системы – человеческой жизни. Отсюда еще раз следует вывод об огромной сложности и многогранности воспитания, поэтому общие закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех его связей: они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.
Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями продуктивность (эффективность, качество) воспитательного процесса с теми компонентами, которые оказывают на нее наибольшее влияние. Тем самым, с одной стороны, мы фиксируем большой компонент (влияние, условие, действие), а с другой – продуктивность процесса воспитания. Итак, продуктивность процесса воспитания зависит от следующих компонентов (рис. 5.3).
1. Сложившиеся воспитательные отношения. В педагогическом процессе между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, играющие весьма важную роль. Часто отношение воспитанника к педагогическим влияниям становится определяющим: от отношения к воспитанию (и воспитателю) зависит продуктивность данного процесса. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который будет очень сильно и постоянно влиять на процесс. Сформировавшись, отношения определят уровень, силу и значимость воспитательного воздействия (и взаимодействия), обусловят развитие процесса и его продуктивность. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанникневоспринимает ни воспитателя, ни его права воспитывать, нейтральными и положительными. Негативное отношение вначале нужно исправить на положительное, а потом, опираясь на достигнутое, стремиться к цели. Воспитанник, с самого начала принявший позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению; установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь народной педагогики гласит: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника. В этих словах заключено интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности.
2. Соответствие цели и организация действий по ее достижению. Понятие организации предполагает упорядочение всех действий, отношений, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются и специальные воздействия, нейтрализующие, пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация воспитательного процесса не соответствует намеченной цели, то успех достигнут не будет. И наоборот, чем целесообразнее организована деятельность, способствующая воспитанию нужных качеств, чем эффективнее применяемые формы, средства и методы воспитания, чем лучше они соответствуют поставленным задачам, тем выше продуктивность воспитательного процесса.
3. Соответствие воспитания реалиям жизни. Иногда эту закономерность называют зависимостью воспитания от социальной практики. Воспитание тысячами нитей связано с жизнью, предназначено для приспособления человека к жизни и потому не может ни существовать, ни развиваться вне этой связи. В воспитательном процессе школьник мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. И какое же разочарование постигает молодых людей, когда они убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела! Если воспитанием кто-то пожелает изменить жизнь, существующие отношения в лучшую сторону, то делать это нужно крайне осторожно и постепенно. Отрыв воспитания от практики незамедлительно выявляет несостоятельность воспитания, которое сильно только тогда, когда отталкивается от условий окружающей жизни. При несоответствии воспитания жизненным реалиям всегда побеждает жизнь, посрамляя оторвавшееся от нее воспитание.
4. Действие объективных и субъективных условий (факторов). К субъективным условиям (факторам) относятся воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения и др. Объективными условиями для развития воспитательного процесса можно считать материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. В каждом конкретном случае сложное переплетение субъективных и объективных условий придает воспитанию неповторимый характер и весьма сильно влияет на его продуктивность. Чтобы получить воспитательный продукт заданного качества, должны быть созданы надлежащие условия.
5. Интенсивность процессов воспитания и самовоспитания. Под самовоспитанием понимается деятельность воспитанника, направленная на совершенствование самого себя. В процессе самовоспитания школьник выступает собственным учителем. Самовоспитание зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.
Воспитание (как внешнее воздействие) и самовоспитание (как внутреннее строительство своей личности) развиваются в неразрывном единстве. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Понятно, что общая продуктивность воспитания будет во многом зависеть от того, с какой интенсивностью (силой, скоростью) идут оба процесса. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это – результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.
6. Активность участников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесс педагогического взаимодействия, чем активнее его участники – воспитатель и воспитанники, чем больше они совместно трудятся для достижения намеченной цели, тем выше продуктивность воспитательного процесса. Го-
Рис. 5.3. Закон продуктивности воспитания
воря об активности участников, мы фактически подразумеваем под этим силу и скорость развития процесса.
7. Эффективность сопутствующих воспитанию процессов обучения и развития. Если несколько процессов развиваются одновременно и во взаимосвязи, то ускорение или замедление одних сразу же влияет на ускорение и замедление других. Развитие школьника выражается в качественном и количественном приросте действий, формировании у него новых качеств, черт характера. Воспитание улучшает развитие, а развитие, в свою очередь, прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании.
8. Объем и качество воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. Чем выше качество педагогического воздействия, чем больше его объемы (с учетом некоторого заранее установленного оптимума), тем выше продуктивность воспитания. Запущенность и недостаточная воспитанность подростков во многом объясняются тем, что в свое время они недополучили воспитания ни от родителей, ни от школы.
9. Интенсивность воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника. Понятием "внутренняя сфера" (Г. И. Щукина) обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, потребности школьника, становится его личным достоянием. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения воспитанника. Если такие влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, вызывают его активность, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.
10. Соответствие воспитательного воздействия уровню воспитанности. Сразу высших уровней воспитанности никто не достигает. Нужно долго и постепенно выводить школьника на заданные уровни, опираясь на твердую почву того, что уже достигнуто воспитанием. Оторвавшись от имеющегося уровня воспитанности, воспитание сразу же оказывается в условиях неопределенности. Например, иногда интеллектуальный потенциал воспитанника не совпадает с другими параметрами его развития. Тогда ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения.
11. Интенсивность и качество общения между воспитанниками. Если в обучении действует закон взаимообучения, то в воспитании проявляется закон взаимовоспитания, оказывающий существенное влияние на становление личности. Когда воспитывают сверстники и друзья, то цели и ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. "С кем поведешься, от того и наберешься" – гласит народная мудрость, подтверждающая данную закономерность. Мы еще раз вспомним об этой закономерности, когда будем рассматривать современные технологии воспитания. Например, одна из сильнодействующих модификаций партнерской технологии, распространяемая в современном мире, носит название "Равный – равному". Ее суть состоит в том, что воспитывают друг друга сами подростки. Того, кто выступит воспитателем, специально готовят.
12. Согласование целей личности и целей общества (семьи, школы, СМИ и т.д.). Когда отдельный человек и все общество имеют одни и те же цели, согласованно движутся в одном направлении, поддерживая друг друга, то эффективность воспитания каждого отдельного человека и воспитанность всего общества будет высокой. Не достигает должного уровня воспитание, в котором цели человека и общества не совпадают; тогда личное и общественное воспитание взаимно ослабляют друг друга. Эту закономерность хорошо знали и использовали в прошлом: церковь бдительно следила за тем, чтобы среди верующих не заводились еретики; люди, не поддерживающие тот или иной строй, выдавливались за пределы страны, из школ безжалостно исключались нарушители установленного порядка.