Методика "Оценка мотивации"
Одним из важных этапов психокоррекционной работы с зависимыми формами поведения у несовершеннолетних является оценка их мотивации к изменению образа жизни. С этой целью часто применяется методика "Оценка мотивации" подростка, включающая в себя последовательную оценку специалистом следующих вопросов:
1) причины обращения за профессиональной помощью с учетом степени влияния на него внешних факторов;
2) характер зависимого поведения подростка и другие возможные мишени вмешательства;
3) стадию готовности подростка к изменению (готов, не готов, колеблется);
4) степень осознания им пагубных последствий своего текущего стереотипа зависимого поведения и положительных последствий его изменения.
Из беседы с несовершеннолетним можно выяснить причины его обращения за помощью, а задачи по коррекции зависимого поведения можно выяснить путем прямого расспроса клиента или посредством простого бланка выбора целей. Текст такого бланка на примере употребления алкоголя приводится ниже.
Нам хотелось бы узнать ОДНУ задачу, которую вы поставили перед собой в отношении употребления алкоголя. Пожалуйста, прочтите перечисленные ниже задачи и выберите ОДНУ из них, которая точнее соответствует вашей собственной задаче в данный момент, сделав пометку в клеточке напротив этой задачи и внеся недостающие сведения на месте пробела, если таковые имеются.
□ Я решил не менять своего стереотипа употребления алкоголя.
□ Я решил сократить употребление алкоголя и выпивать не более определенной дозы – контролировать, как часто и сколько я выпиваю. Я хотел бы ограничиться не более чем ___ порциями (укажите максимальную дозу) в течение _____ (укажите период времени).
□ Я решил полностью прекратить употреблять алкоголь на некоторое время, после чего я приму новое решение по этому вопросу. Период времени, в течение которого я хотел бы не употреблять алкоголь, ____ (укажите время).
□ Я решил перестать употреблять алкоголь регулярно, но иногда выпивать, когда действительно этого захочу.
□ Я решил бросить пить раз и навсегда, хотя понимаю, что когда-нибудь не смогу сдержаться и выпыо разок.
□ Я решил бросить нить раз и навсегда, полностью воздерживаться. До конца жизни не употреблять алкоголь.
□ Ни одно из этих утверждений мне не подходит. Моя цель в том, чтобы _______ (сформулируйте цель).
Одной из эффективных моделей работы с зависимым поведением является когнитивно-поведенческая модель, в рамках которой необходимо провести функциональный анализ проблемного поведения. Ежедневные карты само- записи используются на протяжении всего вмешательства для регистрации количества порций и побуждений к зависимому поведению. Анализируя эту информацию, записи подростка, обсуждая события, связанные с употреблением или возникновением побуждений к этому, можно составить боле четкие представления:
– о предпосылках аддиктивного поведения (идентификация поводов (триггеров));
– его последствиях. Иными словами, выявить ближайшие, обычно положительные последствия (хорошее настроение, бодрость), а также отдаленные, часто негативные последствия (растрата денег, конфликты с родителями, ухудшение успеваемости и др.).
Карты самозаписи также позволяют следить за прогрессом в ходе коррекции, т.е. судить о количестве и частоте проблемного поведения, числе и интенсивности побудительных мотивов к нему. Подростков учат использовать эти сведения для снижения вероятности зависимости. Каждому подростку адресуется как бы двойное послание:
1) аддиктивное поведение – это упорядоченное поведение, которое с большей вероятностью происходит в определенных обстоятельствах;
2) благодаря умению выявлять обстоятельства, влияющие на возникновение проблемного поведения, подросток может разработать и реализовать план снижения вероятности его возникновения в будущем.
Подросткам дается задание проанализировать как минимум три последних эпизода аддиктивного поведения. Навыки проведения такого анализа осваиваются во время встреч с консультантом. Практические упражнения выполняются самими подростками на протяжении всего процесса вмешательства с целью понять и модифицировать все срывы, а также рассмотреть проблемы, связанные с влечением к объекту аддикции. Таким образом, консультант и подросток совместно проводят функциональный анализ в начале каждой сессии, которая следует после аддиктивного поведения или возникновения влечения к нему со времени предыдущей встречи. Форма для проведения функционального анализа аддиктивного поведения представлена в табл. 3.
Таблица 3
Форма для проведения функционального анализа аддиктивного поведения
Повод |
Мысли и чувства |
Поведение |
Последствия |
|
Положительные |
Отрицательные |
|||
Степень осознания негативных последствий употребления алкоголя и положительных последствий изменения этого стереотипа также можно оценить с помощью интервью с пациентом или путем проработки с клиентом бланка принятия решений (табл. 4).
Таблица 4
Бланк принятия решений
Выбор |
Не пить |
Пить |
За |
||
Против |
Помимо функционального анализа подростков обучают планировать самоконтроль с использованием сведений, полученных при функциональном анализе, для уменьшения шансов аддиктивного поведения в будущем. Подростков необходимо учить перестраивать свой образ жизни, чтобы свести к минимуму контакты с предпосылками аддиктивного поведения, находить альтернативы положительным последствиям аддикции, а также делать более явными его негативные последствия.
Ключевая роль в планировании самоконтроля у большинства подростков принадлежит тренингу отказа от аддикции, что можно продемонстрировать на примере отказа от наркотиков.
Большинство несовершеннолетних, которые пытаются перестать употреблять наркотики, умышленно или неумышленно продолжают контактировать с активными наркоманами. Отклонить предложения попробовать наркотик или посетить места, где можно его достать, гораздо труднее, чем многим кажется. Можно рассматривать эти вопросы как особый случай тренинга ассертивности. Ключевые составляющие эффективного отказа перечислены ниже.
Консультант должен обосновать необходимость тренинга навыков отказа от наркотиков, вовлечь подростка в подробное обсуждение ключевых элементов эффективного отказа, помочь ему отработать собственный стать отказа (с использованием ключевых элементов), а также разыграть по ролям несколько сценок, в которых пациенту предлагают наркотик. Ситуации ролевой игры должны быть максимально конкретными и реалистичными для каждого подростка, а также должны учитывать действующих лиц, время, место. Подросток и консультант должны меняться ролями, чтобы первый мог практиковаться после конструктивной критики, а последний сумел продемонстрировать навыки эффективного отказа.
Составляющие эффективного отказа:
1. "Нет" должно быть первым произнесенным вами словом.
2. Скажите человеку, который предлагает вам наркотики, никогда больше не интересоваться в будущем, хотите ли вы наркотик. Уклончивые ответы типа "Может быть, позже", "Мне пора домой", "Я принимаю лекарства" и т.п. повышают вероятность того, что и в будущем вам будут задавать такие вопросы.
3. Очень важен язык тела:
а) необходим зрительный контакт. Давая ответ, смотрите прямо на собеседника;
б) выражение лица и тон не должны оставлять сомнений в серьезности ваших намерений.
4. Предложите альтернативный вариант времяпрепровождения, если вам приходится общаться с человеком, который предлагает вам наркотики. Пусть это будет что-либо несовместимое с употреблением наркотика (спортивная тренировка и т.п.).
5. Смените тему разговора.
Важность налаживания новых социальных контактов, способствующих здоровому образу жизни, а также интересное проведение свободного времени, не предполагающее аддиктивные формы поведения, подчеркиваются при работе со всеми подростками. Тематическое налаживание и поддержание безопасных в отношении аддикции контактов, участие в безопасных мероприятиях имеют высокий приоритет на протяжении всего вмешательства у большинства пациентов. Намечаются конкретные цели, еженедельно ведется наблюдение за достигнутыми успехами. Естественно, планы налаживания здоровых социальных контактов и занятий в свободное время должны учитывать конкретные обстоятельства, навыки и интересы каждого пациента. Для желающих принять активное участие в групповой деятельности можно порекомендовать группы самопомощи, которые обеспечат хорошую поддержку здорового образа жизни.
* * *
В подростковом возрасте зависимое поведение приобретает особое значение в связи с его высокой распространенностью, быстрым прогрессированием до уровня выраженной социальной и личностной дезадаптации. В настоящее время можно с полной уверенностью сказать, что нет такого негативного социального фактора, который не удалось бы обнаружить в истории болезни того или иного подростка с аддиктивным поведением. Особое место среди таких факторов занимает дисфункциональная семья. Опыт профилактики и коррекции зависимых форм поведения как у нас в стране, так и за рубежом связан с проблемой причинности развития этого недуга и необходимостью взвешенной оценки факторов, приводящих к его возникновению.