Методика обучения одному двигательному действию
Без рассмотрения общих основ и закономерностей формирования двигательного навыка представляется невозможным детальное освещение особенностей методики формирования навыков проведения технических действий в спорте.
В процессе физического воспитания и познания движения в соответствии с данной методологической концепцией определены этапы (по Μ. М. Богену): формирование знаний; формирование представлений; формирование умений; формирование навыков.
Некоторые авторы (Л. П. Матвеев, Г. С. Туманян и др.) выделяют другие этапы, но в целом придерживаются подобной канвы.
Нам представляется, что формирование навыка не является главной целью обучения двигательным действиям. Конечной целью обучения движениям является двигательное творчество спортсмена. Иными словами, через обучение двигательному действию следует обучать навыкам выбора двигательной стратегии, закономерностям движений и возможностям применения их в жизни и спортивной деятельности.
Если брать это положение за основу, то поэтапное познание движений может принимать следующий вид (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Этапы познания движения (по Я. К. Коблеву, К. Д. Чермиту, И. А. Письменскому, В. В. Волкову)
Этап |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
I |
Представление о движении (знания). Мыслительное моделирование ситуаций |
II |
Воспроизведение движения (умение). Постижение закономерностей движения. Появление и проверка гипотез |
III |
Применение движения в типовых условиях (навык). Формирование теории движения, определение места навыков в системе спортивной деятельности |
IV |
Применение в нетипичных ситуациях (умение высшего порядка). Реализация закономерностей в спортивной деятельности |
V |
Предвидение. Создание новых движений и изменение имеющихся в зависимости от условий |
VI |
Творчество |
В видах спорта, где нет заранее определенных, строго стандартных условий, двигательные действия могут изменяться и по силе, и по направленности, и по форме.
Такие виды спорта, как единоборства, спортивные и подвижные игры, как раз и характеризуются изменчивостью движений в соответствии с внешними условиями. Спортсмен, имеющий в наличии определенный набор двигательных навыков, но не умеющий быстро решать внезапно появляющиеся двигательные задачи, не может достигнуть успеха. Зачастую рациональное решение возникнувшей двигательной задачи требует создания нового движения. Существующая методика обучения двигательным действиям не может в достаточной степени обеспечить формирования умения предвидеть и создавать новые двигательные действия. Эта способность может появиться лишь на основе правильного понимания объективных закономерностей движений.
При совершенствовании техники на основе имеющихся двигательных навыков появляется представление спортсмена об объективных закономерностях движения. Сознание спортсмена, таким образом, отражает мир движений. Однако отображение действительности происходит не пассивно. Связь носит практический характер. Практика в этом случае – это деятельность, направленная на преобразование движений в соответствии с познаваемыми объективными закономерностями. Практическое претворение в спортивную деятельность возможно только в том случае, если познание спортсмена адекватно отражает действительность. В процессе практического освоения содержания движения в избранном виде спорта у спортсмена формируются ощущения, восприятия и представления. Как раз формирование понимания является первым шагом в познании сути единоборства. Под представлением мы видим чувственный образ решения двигательных задач, возникающих в процессе движения или взаимного движения двух и более соперников или партнеров.
В процессе формирования представления важно выяснить, соответствуют ли они сути и свойствам движений. Причем здесь важную роль играют не только выполнение двигательных действий, но и наблюдение, экспериментирование в условиях тренировочных занятий.
Познание движений не сводится только к восприятию действий, оно означает выделение общих признаков явлений, формирование умения.
Важнейшим средством формирования новых знаний является предположение о свойствах и закономерностях движения, определяемое как гипотеза. Гипотеза – это система знаний, достоверность которых еще практически не доказана. При возникновении объективной необходимости решения двигательной задачи могут возникать несколько гипотез. Значение гипотезы состоит в том, что она является переходной формой от известного ответа к неизвестному. В случае, если гипотеза не приносит возможности решения частной или общей двигательной задачи, она заменяется другой.
Появление ряда гипотез для решения одной и той же двигательной задачи обусловливает необходимость проверки гипотезы. Причем проверка может происходить и в условиях конкретной игры, и с помощью системы логических рассуждений. Целью проверки гипотез является доказательство правильности какой-либо из них. Процесс утверждения гипотез приводит к формированию двигательного навыка. Доказанность какой-либо гипотезы превращает ее в теорию. Теория – это комплекс знаний о закономерностях движений, который практически подтверждается. Причем отличительной чертой ее является то, что это объективные знания. Теория является не только подтверждением практики, но и дает для последней возможность дальнейшего познания. Доказательством теории движения является выполнение ее в изменяющихся условиях, т.е. сформированность умения высшего порядка.
Сформировавшаяся для личности спортсмена теория не есть застывшая сумма знаний. Она носит динамический характер в связи с тем, что процесс познания является бесконечным. И чем глубже теория, тем больше она содержит простора для дальнейшего совершенствования.
Наиболее высоким уровнем проявления творчества в процессе овладения движением является предвидение. Предвидение – это предсказание или предугадывание двигательного действия на основе уже познанных объективных законов движения. Чем больше багаж знаний, умений и навыков, чем более точно сформированы теории, тем больше возможности упредить двигательное действие соперника или партнера. Предвидение может содержать в себе момент вероятности, хотя и не является предположением.
Осуществление предвидения может являться следствием логических умозаключений и познания объективных законов движения.
Набор сформированных двигательных умений высшего порядка, хотя и лежит в основе предвидения, не является гарантией опережения событий и предугадывания последующих двигательных действий. Подобными функциями может обладать только творчество, под которым понимается создание нового в структуре движения. Хотя подобный подход в формировании техники движения является неоднозначным, мы позволили себе привести его, чтобы тренеры и спортсмены знали о неоднозначности устоявшихся подходов в решении данных вопросов (Я. К. Коблев, К. Д . Чермит, И. А. Письменский, E. С. Волков).
Чтобы не вводить тренеров в заблуждение, вернемся к проверенной теории.
Процесс формирования определенных двигательных образований, каковыми являются двигательное умение и двигательный навык, может происходить только в результате освоения двигательного действия. Умение возникает у человека на основе минимальных знаний о технике и элементарном двигательном багаже. Характерным для умения является поиск наиболее рациональных путей решения двигательной задачи. Большинство ученых придерживаются определения понятия двигательного умения, данного Л. П. Матвеевым и А. Д. Новиковым, и считают, что умение – это "степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи".
Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно, и действия отличаются высокой надежностью (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков).
Успешность обучения зависит от множества факторов – качества теоретической, практической и методической грамотности тренера, генетических задатков, двигательной способности, физической подготовленности и мотиваций ученика, базы.
В каждом разучиваемом техническом действии независимо от его сложности принято выделять основной механизм и детали техники. Если основной механизм является единым для всех исполнителей, то детали техники могут существенно различаться у разного рода спортсменов. Именно по деталям техники можно отличить манеру исполнения приемов, защит, комбинаций, контрприемов разных спортсменов.
Разучить новое техническое действие – это значит сформировать новые условно-рефлекторные связи в ЦНС.
Можно предполагать, что соответственно трем фазам нервных процессов в ЦНС следует выделять три этапа в обучении одному техническому действию: этап ознакомления, этап формирования двигательного умения и этап формирования двигательного навыка. Следовательно, в процессе разучивания можно достигнуть трех качественных уровней усвоения технического приема:
• остановиться на уровне ознакомления (при использовании только первого этапа обучения);
• довести до уровня двигательного умения (при последовательном прохождении первого и второго этапов обучения);
• сформировать двигательный навык (при прохождении всех трех этапов обучения).
Процесс обучения техническому действию проходит, как отмечено выше, в три этапа. Внутри каждого из них процесс преподавания условно делится на шаги обучения, под каковыми следует понимать такое учебное задание, которое выполнимо в одной попытке. Количество шагов в обучении зависит от цели, координационной сложности и физической трудности разучивания технического приема, а также от уровня подготовленности групп. Следовательно, продолжительность и качество обучения во многом зависят от результативности каждого шага обучения и общего количества этих шагов.
Таблица 6.2
Основные задачи этапов обучения одному техническому действию (по Я. К. Коблеву, К. Д. Чермиту, И. А. Письменскому, Е. С. Волкову)
Этапы ознакомления |
Этап формирования двигательного умения |
Этап формирования двигательного навыка |
Овладеть основным механизмом технического действия |
1. Овладеть деталями технического действия в постоянных учебных условиях. 2. Овладеть правильным выполнением деталей в целостном техническом действии |
1. Совершенствование эффективности выполнения технического действия. 2. Совершенствование физических качеств. 3. Совершенствование технического действия в нестандартных условиях. 4. Ознакомление с прикладными вариантами технического действия |
Скорость и качество обучения также зависят и от правильности учета особенностей каждого этапа обучения, именно поэтому перед каждым этапом обучения ставятся свои задачи, которые наглядно представлены в табл. 6.2.
ОГЛАВЛЕНИЕ этой таблицы свидетельствует о том, что количество и сложность задач возрастает от первого к третьему этапу обучения. Прежде всего, это отражается на содержании каждого из них, поэтому перейдем к их раздельному анализу.