Методические рекомендации по работе над Частью С ЕГЭ по обществознанию

Особые затруднения у старшеклассников вызывают задания Части С Единого государственного экзамена, так как эти задания предполагают не просто выбор одного из нескольких предложенных вариантов ответа, а умение выделить из представленного материала главное и умение развить начатую мысль. Поэтому имеет смысл рассмотреть ряд вопросов, которые могли бы войти в Часть С, и попутно прокомментировать возможные ответы на эти вопросы.

I. Задания по тексту

Прочитайте текст и выполните задания C1–С4

"Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом... Люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответ

ствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания... Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание...

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный... переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из... конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.

Ни одна общественная формация нс погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора..."

(К. Маркс)

С1. Что автор называет базисом, а что надстройкой в общественных отношениях? Почему общественное бытие первично по отношению к сознанию?

1. Ответ на первый вопрос задания С1 можно начать со своих вступительных слов и завершить цитатой, взятой из текста: По словам К. Маркса, "совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка...". Не обязательно переписывать все предложение из текста целиком, если для четкого ответа на вопрос достаточно процитировать часть предложения.

Еще лучше передать мысли автора своими словами: По мнению К. Маркса, базис – это совокупность производственных отношений (экономическая структура общества), а надстройка над базисом – это те сферы жизни общества, которые зависят от экономики: право, политика, идеология и т.д. Если школьник передаст высказывание автора текста своими словами, то, во-первых, он покажет, что ему понятен смысл высказывания, что он не бездумно копирует его в свой ответ, а во-вторых, можно будет избежать путаницы со словами: текст может содержать сложные и непонятные фразы, которые лучше не повторять или, если есть такая возможность, заменить своими, более ясными словами.

2. Развернутый ответ на второй вопрос задания С1 может выглядеть следующим образом: Автор подчеркивает, что "не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Это происходит потому, что восприятие людьми своей жизни вытекает из экономических условий существования людей: "сознание надо объяснить из... конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".

С2. Из-за чего в обществе регулярно происходят большие перемены и одна общественная формация сменяет другую?

Отвечая на этот вопрос, нужно сослаться на два (или хотя бы на одно из двух) предложения в тексте: "С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора..."

С3. В каких формах люди осознают происходящие в экономике перевороты? Приведите пример восприятия обществом происходящих в экономике перемен.

В ответе на вопрос С3 уместно пересказать предложение, взятое из текста, в такой последовательности: Люди осознают экономические перемены в идеологических формах: "юридических, политических, религиозных, художественных или философских". Примером может служить отражение происходивших в экономике перемен в отечественном кинематографе: когда после Великой Отечественной войны экономика страны стремительно восстанавливалась, советское кино отражало оптимистическое восприятие действительности ("Кубанские казаки", "Высота" и т.п.), а когда на рубеже 1980–1990-х гг. в стране начался экономический кризис, киногерои начали демонстрировать упаднические настроения ("Асса", "Небеса обетованные" и т.п.).

С4. Может ли, с точки зрения автора, общество не вступать в производственные отношения? Как производительные силы соотносятся с производственными отношениями?

Ответ: Автор пишет, что "люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения", а раз они необходимые, значит вступление в них неизбежно, "...производственные отношения... соответствуют определенной ступени развития... производительных сил". Можно пояснить: Производственные отношения – это все экономические (трудовые) отношения, в которые вступают между собой люди, даже не осознавая этого. А производительные силы – это люди и все, что они используют в ходе производственных отношений, т.е. для производства какой-либо продукции.

II. Задания на выявление знаний из разных областей обществознания

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "национальная культура"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения о взаимодействии национальных культур.

Начать ответ на вопрос С5 надо с определения понятия "национальная культура", как ты его сам понимаешь. Например: Национальная культура – это культура одного или группы родственных народов, для которой характерна ярко выраженная самобытность в сфере искусства и бытовых традиций.

Примеры предложений, описывающих взаимодействие национальных культур: 1) аккультурация – взаимовлияние разных культур; 2) культурная диффузия – заимствование элементов одной культуры другой культурой.

С6. Понятие "социализация" подразумевает процесс усвоения человеком норм поведения, принятых в обществе. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров, которые показывают влияние социального окружения на формирование личности человека.

Начать ответ лучше с определения: Превращение человека в личность – это итог процесса социализации. Дальше надо привести три примера влияния на человека социальной среды. При этом не обязательно указывать конкретные имена известных из истории личностей. Например:

1. Дети, растущие в бедных городских кварталах, часто становятся преступниками.

2. Многие великие поэты в детстве слушали песни, сказки и стихи, которые рассказывали им няни или бабушки.

3. Многие правители-тираны росли в атмосфере жестокой политической борьбы.

С7. В ходе социологического опроса, проведенного Институтом психологии, социологии и социальных отношений в 2011 г., 400 молодым москвичам предлагалось ответить на вопрос о влиянии господствующей в обществе системы ценностей на нравственное поведение современного человека.

Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: школьников и студентов) представлены в таблице.

Ответы на вопрос: "Согласны ли вы с утверждением о том, что современный образ жизни и доминирующая система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?"

Количество ответивших на вопрос

Процентное соотношение ответивших

Школьники

Студенты

Всего

Школьники

Студенты

Всего

Да

136

122

258

34

30,5

64,5

Нет

64

78

142

16

19,5

35,5

Итого

200

200

400

50

50

100

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование хотя бы одного из сделанных выводов.

Возможные выводы по результатам социологического опроса

1. Опрос показал, что 2/3 московских школьников и студентов признают зависимость безнравственного поведения от распространенных в современном обществе ценностных ориентиров.

2. Школьники и студенты одинаково признают негативное влияние современного образа жизни на социальное поведение.

3. Студенты чуть более терпимы к современным жизненным стандартам. Обоснование может быть, например, такое: Трансформация, которую переживает в течение последних двух с половиной десятилетий российское общество, болезненно воспринимается большей частью молодежи, так как произошедшие перемены привели к отчуждению между людьми и распространению разного рода правонарушений.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ но теме "Права и свободы человека и гражданина в России".

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Первый пункт плана почти всегда можно посвятить определению ключевого понятия, озвученного в теме. Поэтому его можно сделать без подпунктов.

1. Правовое понятие прав и свобод человека и гражданина.

Второй пункт должен логически следовать за первым и дополнять и детализировать его. Поэтому он будет содержать подпункты:

2. Личные права и свободы гражданина России.

2.1. Право на личную безопасность.

2.2. Право на личную неприкосновенность.

2.3. Право на тайну переписки и телефонных разговоров.

2.4. Право на неприкосновенность жилища.

2.5. Право на тайну личной и семейной жизни.

2.6. Свобода передвижения.

2.7. Свобода совести.

Соответственно в третьем и четвертом пунктах можно расписать гражданские права российских граждан.

3. Политические права гражданина России.

3.1. Право на митинги и шествия.

3.2. Право обращений в государственные органы.

3.3. Право избирать и быть избранным.

3.4. Право на политические объединения.

3.5. Свобода слова и печати.

4. Социально-экономические права гражданина России.

4.1. Право на владение собственностью.

4.2. Право наследовать имущество.

4.3. Право па предпринимательство.

4.4. Право на образование.

4.5. Право на социальное обеспечение.

4.6. Свобода труда.

И наконец, можно написать пункт, который подытоживает все вышесказанное.

5. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

III. Задание на анализ высказываний

С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. Раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте известные вам обществоведческие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Высказывания

С9.1. Социальная философия

"Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться" (Ф. М. Достоевский).

С9.2. Философия науки

"Наука не достается без труда – правда; в науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии... не заменяют труда" (А. И. Герцен).

С9.3. Политология

"...пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся... в состоянии войны всех против всех" (Т. Гоббс).

С9.4. Антропология

"Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, не тождественное никому и осознающее себя отдельной особью. ...И все же он не может перенести одиночества, обособленности от ближних" (Э. Фромм).

С9.5. Языкознание

"Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека" (А. А. Реформатский).

С9.6. Психология

"...можно не сомневаться, что ведущий механизм удивительной памяти... связан с тем всепоглощающим, иногда обостряющимся до болезненности интересом, который вызывает у великого музыканта звучащая мелодия, а у шахматиста – шахматная комбинация" (Б. Н. Рыжов).

Выбрав одно высказывание, учащийся прежде всего должен составить в голове краткий план своего комментария. Он может выглядеть таким образом.

1. Вступление (несколько слов об авторе и направлении его деятельности, если оно известно).

2. Краткий пересказ высказывания автора своими словами (для того, чтобы самому уяснить его смысл).

3. Объяснение высказывания так, как учащийся его понял.

4. Выражение согласия или несогласия с авторской позицией.

5. Логические аргументы, которые могли бы подтвердить согласие или несогласие с автором (с использованием обществоведческих терминов).

6. Ссылка на авторитетные источники, которые могли бы доказать правоту экзаменуемого (например, на идеи известных ученых или мыслителей, которые в своих сочинениях затрагивали тему свободы человека, поклонения, влияния и зависимости одних людей от других или даже от каких-то вещей или идей).

7. Приведение примеров из художественной литературы, истории или жизненной практики, подтверждающих мнение учащегося.

8. Краткий обобщающий вывод.

Набросав такой план, можно садиться за написание короткого эссе, завершающего ответы на задания Части С ЕГЭ по обществознанию.