Закономерности развития воображения дошкольников
Воображение развивается прежде всего в игре. В игровой деятельности ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок проявляет больше воображения, чем во многих других ситуациях. Ему необходимо уметь придумать и во что играть, и какие предметы использовать для игры, а также слова и действия в каждой из принятых ролей. Дошкольники, характеризующиеся богатой фантазией, охотнее всего принимаются в игру другими детьми, часто сами бывают инициаторами и организаторами игр. Образы воображения ребенка строятся на основе того, что он видит в реальности, что для него является интересным и значимым. В своих представлениях дети перерабатывают информацию, которую они увидели и услышали ранее, воспроизводят ее в играх, сказках, рисунках.
Воображение младшего дошкольника еще зависит от конкретных предметов. Он организует игру на основе тех предметов, которые видит и может обыграть. Словесное творчество у младших дошкольников еще очень слабо развито: в лучшем случае они способны представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или иногда даже придумать свои дополнения к сказке. Поделки и рисунки детей младшего дошкольного возраста однообразны, поскольку их воображение носит в основном репродуктивный характер. Ребенок почти без изменений отображает в своих образах увиденное или услышанное им ранее. Это ярко проявляется в словесном творчестве детей. Если ребенка попросить рассказать, что он видит на картинке, или придумать, что случилось раньше или что будет потом, то дети младшего дошкольного возраста просто перечисляют воспринимаемое, даже не пытаясь обычно связать компоненты увиденного в какой-либо один сюжет. Старшие дошкольники уже пытаются придумать сюжет, объединяющий увиденное, могут досочинить что-то свое, но с опорой на соответствующую картинку.
Характерной особенностью воображения ребенка младшего дошкольного возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Воображение сначала не подчиняется поставленной задаче. В возрасте от трех до четырех лет начинает формироваться способность оформления замысла будущего действия, которое включает неполные отдельные впечатления от реальных объектов, дополняющиеся с помощью воображения до какого-либо целостного образа. В возрасте до пяти лет еще не развита способность планирования и построения действия в умственном плане в соответствии с замыслом. Прогнозирование результата воображаемого действия осуществляется со значительными затруднениями. Достаточно долго дошкольники не могут ответить, что они планируют сделать до начала действия. В пять-шесть лет поведение ребенка становится более осознанным, но при этом снижается вклад воображаемых действий в его психические процессы, что приводит к некоторому снижению продуктивности творческого воображения. В это время дошкольник начинает контролировать свою речь и игровые действия, сравнивая свои побуждения и замыслы с реалистичностью их исполнения.
В табл. 9.4 приведены результаты определения продуктивности (в виде беглости) и качества (в форме оригинальности) выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение. Критерий продуктивности (единица измерения) – число успешно выполненных заданий.
Таблица 9.4
Определение продуктивности и качества выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение
Беглость |
Оригинальность |
|||
Возраст, лет |
5 |
6 |
5 |
6 |
Воображение, % вербальное |
7 |
7 |
10 |
12 |
образное |
56 |
53 |
44 |
15 |
Продуктивность и оригинальность словесно-вербальной формы воображения характеризуется слабо выраженными возрастными изменениями. Отрицательную динамику имеет образное воображение, так как снижаются беглость и в значительной степени оригинальность этой важнейшей формы воображения, которая составляет основу технического и художественного творчества у взрослых. Очевидно, окончательное усвоение сенсорно-перцептивных эталонов и формирование устоявшихся способов действия с предметами приводит к ослаблению этой способности уже в старшем дошкольном возрасте у большинства детей.
На протяжении дошкольного детства воображение ребенка претерпевает существенные изменения (рис. 9.5). Качественно меняется характер игровой деятельности дошкольников. Сюжетноролевая игра предоставляет широкие возможности для развития воображения.
Рис. 9.5. Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию возможности осуществлять действия полностью в плане образов, в плане представлений. Первоначально воображение ребенка связано с теми предметами, с которыми он действует, в дальнейшем оно основывается на игровых действиях в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста происходит отрыв воображения от внешних опор и его переход во внутренний план. Этот переход обусловлен тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенку сначала необходимо представить свои действия и их последовательность, их значение для игрового сюжета, а потом выполнять эти действия. Данная необходимость способствует тому, что ребенок начинает все чаще и чаще "проигрывать" различные ситуации в уме. Постепенно происходит переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения.
Практический пример
В. С. Мухина описывает процесс перехода игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения у своего шестилетнего сына: "Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. “Что ты делаешь? Ты заболел?” – “Нет. Я играю”. – “Как же ты играешь?” – “Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит”".
У старшего дошкольника появляется также умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать составленному плану. Процесс воображения развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов, проявление которых в возрастном отношении не совпадает друг с другом: первый этап – появление замысла определенного действия; второй этап – формирование плана реализации замысла.
Существенная черта развития воображения в целом – проявление целостного планирования, которое позволяет вначале построить план действий, а затем последовательно его реализовать, корректируя по ходу выполнения. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно приобретает произвольный характер, сопровождаясь созданием замысла, его планированием и реализацией. Дети осваивают приемы и средства создания образов воображения, которые характеризуются конкретностью и наглядностью, недостаточно обобщенным характером, яркостью и большой эмоциональностью. Воображение постепенно переходит во внутренний план, исчезает необходимость в наглядной опоре для создания образов воображения.