Метакогнитивная модель (обучение методологии системного мышления)
В общем виде целью обучения является не передача навыков, информации или стратегий работы, а формирование "самообучающейся организации" (П. Сенге), которая может выступать в качестве субъекта обучения и занимает открытую и рефлексивную познавательную позицию по отношению к внеорганизационной и внутриорганизационной среде. Рассмотрим примеры.
Модель SES (отбор, оценка, обучение) включает в себя следующее.
1. Периодическую оценку эффективности работы персонала (управляющего и управляемого) по различным критериям.
2. Определение наиболее эффективных практик, моделей и стратегий работы.
3. Рефлексию и экспликацию лучших "рабочих паттернов".
4. Определение "зои гибкости" – вариативности использования эффективных стратегий.
5. Разработку программы обучения эффективным профессиональным и управленческим стратегиям для различных уровней организационной иерархии.
Реализация и оценка программы
Особенностью этой модели является возможность обучения сотрудников знаниям и навыкам на основе существующих интеллектуальных ресурсов и достижений. В ходе этой программы посредством кооперативной рефлексии достигается высокая степень принятия учебного материала всеми работниками и формируется метапознавательная позиция по отношению к своей профессиональной деятельности. Данная модель делает упор не только на организованное групповое, но и на индивидуальное обучение сотрудников и предполагает работу по "индивидуальному плану развития", консультации со специалистами ресурсных центров, ротацию, внутренние семинары и конференции. Кроме того, специалисты, работающие в рамках данной модели, уделяют значительное внимание развитию непосредственно навыков коллективного и самостоятельного обучения. К навыкам относятся следующие: навыки структурирования информации, управления временем, работы с текстами, усвоения и отработки профессиональных навыков, индивидуального и группового принятия решений и т.п.
Сторонники метакогиитивиых моделей постулируют важность активного познавательного подхода к обучению со стороны субъектов обучения и разделяют два направления: традиционное и интегрированное. Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает табл. 10.1.
Таблица 10.1
Сравнительный анализ подходов к организации внутрифирменного обучения
Параметры |
Традиционное обучение внутри предприятия |
Интегрированное обучение, совмещенное с организационным развитием |
Объект |
Отдельный руководитель, отдельные группы сотрудников, разделенные по профессиональному признаку |
Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Основы профессиональных и управленческих знаний и навыков |
Рефлексивные, коммуникативные навыки, умения формулировать и решать проблемы |
Обучающиеся |
Руководители младшего и среднего звена |
Все руководители вплоть до высшего звена и сотрудники всех уровней |
Учебный процесс |
Основан на информации и рационализации |
Основан на рефлексии, информации, рационализации, коммуникации и эмоциях |
Стиль обучения |
Исходит из предметов и особенностей преподавателей |
Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов |
Цели обучения |
Рационализация и эффективность деятельности |
Формирование гибкости, открытости к изменениям, информации |
Форма проведения |
Семинары, курсы |
Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации |
Ответственность за проведение |
Преподаватели, организаторы |
Участники и преподаватели |
Стабильность программы |
Стабильная |
Гибкая программа, адаптированная к ситуации |
Концепция обучения |
Адаптация руководителей к нуждам предприятия |
Одновременно изменить руководителей и организацию |
Участие в подготовке учебных и других программ |
Участники не включены в составление учебных программ |
Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия |
Направленность |
Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем |
Ориентация на конкретное изменение |
Активность участников |
Средняя, ситуативная |
Высокая |