Лекция 7. Место США в системе международной торговли
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• основные тенденции развития важнейшего глобального субъекта международных экономических отношений – США, факторы, влияющие на современную динамику, структуру и географию их внешней торговли;
• направления и характер внешнеторговых связей США с Россией;
уметь
• осуществлять поиск и анализ данных, характеризующих ситуацию в экономике и внешнеэкономических связях США, определять ключевые факторы влияния на экономику и внешнеэкономическую деятельность страны, анализировать их, использовать в преломлении к российско-американским торговым отношениям;
владеть навыками
• анализа основных тенденций развития США – глобального участника международной торговли;
• интерпретации полученных в процессе анализа результатов в виде сформулированных выводов и предложений, в том числе в отношении российско-американских торговых связей.
Положение США в системе международной торговли
Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, удерживающих мировое первенство в течение 100 лет. США и в XXI в. остаются важнейшим участником международных экономических отношений, глобальным игроком в сфере мирового производства и потребления, лидируют в мире по уровню развития промышленности, сельского хозяйства, науки и техники. Они обладают бесспорными конкурентными преимуществами перед большинством других государств практически по всем позициям, определяющим положение страны в мировой экономике и на отдельных рынках. США занимают первое место в мире по расходам на НИОКР – более 400 млрд долл, ежегодно (30% мирового показателя), при этом более 2/3 расходов на НИОКР в стране приходится на промышленность. Занимая лидирующие позиции в области НТП и используя возможности сетей американских ТНК по всему миру и контроль над международными финансовыми организациями, США могут использовать глобализацию мировой экономики в своих интересах.
Внешняя торговля США за исключением спада в 2009 г. росла в целом поступательно. По данным ЮНКТАД, с 2000 по 2012 г. экспорт увеличился в 1,8 раза, импорт – на 80%. Для торговли товарами характерно высокое отрицательное сальдо (табл. 7.1).
Таблица 7.1. Динамика развития внешней торговли США, млрд долл.
Показатель |
1980 г. |
1990 г. |
2000 г. |
2005 г. |
Экспорт |
225,6 |
393,6 |
781,9 |
907,2 |
Импорт |
257,0 |
517,0 |
1259,3 |
1735,0 |
Сальдо |
-31,4 |
-123,4 |
-477,4 |
-827,8 |
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Экспорт |
1301,1 |
1056,8 |
1277,6 |
1480,4 |
1353,2 |
Импорт |
2169,5 |
1605,3 |
1969,2 |
2265,1 |
2251,0 |
Сальдо |
-1084,5 |
-548,5 |
-691,6 |
-784,7 |
-859,8 |
Источник: UNCTAD. Handbook of Statistics 2012. P. 8–9.
После заметного снижения внешнеторговых показателей в результате финансового кризиса (в 2009 г. американский экспорт товаров сократился по сравнению с предыдущим годом на 18%, а импорт – на 26%), создавшего условия для лидерства Китая в мировом экспорте, Соединенные Штаты к 2011 г. смогли довести объемы торговли до докризисного уровня. По итогам 2011 г. товарооборот составил 3,7 трлн долл, (рост на 16% по сравнению с 2010 г. и на 7,3% по сравнению с докризисным рекордным 2008 г.). При этом экспорт по сравнению с 2010 г. увеличился на 16% (по сравнению с 2008 г. – на 14%) до 1,5 трлн долл., а импорт – на 15% (по сравнению с 2008 г. – на 4%) до 2,2 трлн долл. Такой рост, как отмечают эксперты ООН, был достигнут почти исключительно благодаря внутреннему спросу. Хотя этот показатель и утратил темп с конца 2010 г. из-за высокой задолженности домашних хозяйств, вялой динамики реальной заработной платы и высокого уровня безработицы, он все же оставался главным двигателем роста, поскольку экспорт и импорт по физическому объему увеличивались примерно одинаково и вклад чистого экспорта в динамику роста практически незаметен [1].
В 2012 г. в результате замедления общих темпов развития мировой экономики, рецессии в Европе, угрозы "фискального обрыва" в самих США темпы роста американского экспорта снизились до 4,5%, а импорта – до 3,1%. В 2013 г. тенденция невысокого роста экспорта была продолжена. По данным за первое полугодие, он вырос до 1124,8 млрд долл, (за аналогичный период 2012 г. –1101,7 млрд долл.). Импорт сократился с 1380,0 млрд до 1367,0 млрд долл. [2]
В товарной структуре американского экспорта основной статьей являются машины, оборудование и транспортные средства, доля которых в 2012 г. составила 46%. Наибольший удельный вес традиционно принадлежит продукции общего и специального машиностроения (30%), на транспортные средства приходится почти 16%. В группе машинотехнической продукции наиболее крупными позициями на протяжении многих лет выступают механическое оборудование и техника, компьютеры (13,9%), электротехническое оборудование, теле- и радиоаппаратура (10,5%), колесные транспортные средства (8,6%), авиатехника (6,7%), оптические приборы, медицинская техника (5,4%). На химические товары приходится 15,3%. Другими важными товарными группами в настоящее время выступают топливо (8,9%) и продовольствие (8,3%) (табл. 7.2).
Товарная структура экспорта США напрямую связана с процессами, происходящими в последние десятилетия в американской промышленности. Роль промышленности в развитии национальной экономики снижается, пишет А. Шакиров, прежде всего вследствие ускоренного роста сектора услуг, резкого увеличения импорта и получившей распространение в США практики аутсорсинга промышленного производства. Закрытие десятков тысяч предприятий в США сопровождалось созданием американскими ТНК производственных мощностей в развивающихся странах с более низкими издержками, в том числе в Мексике и Китае. Доля промышленности в ВВП страны снизилась с 20% в 1980 г. до 10% в 2010 г. [3]
В импорте США доля машин, оборудования и транспортных средств составляет (%): 39, минеральных продуктов – 21, продукции химической промышленности –11, металлов, драгметаллов и изделий из них – 8, текстиля, текстильных изделий и обуви – 6, продовольствия и сельскохозяйственного сырья – 5 (табл. 7.3).
В целом более половины американского импорта приходится на четыре крупнейшие позиции: топливо (18,6% – в 2012 г.), механическое оборудование и техника, компьютеры (13,5%), электротехническое оборудование, теле- и радиоаппаратура (12,7%) и колесные транспортные средства (10,5%) [4]. Другими важными статьями в 2012 г. были: оптические приборы и медицинская техника (3%), драгоценные металлы, камни и фармацевтическая продукция (по 2,8%), органические соединения (2,3%), одежда (3,4%).
Крупнейшими торговыми партнерами США в 2012 г. оставалась Канада: товарооборот составил 568,1 млрд долл, (в 2011 г. – 597 млрд долл.) – 15,8% всего торгового оборота США. Экспорт товаров был на уровне 244,2 млрд долл., импорт – 323,9 млрд долл. Основными товарами взаимной торговли и с той и с другой стороны выступают нефть и нефтепродукты и автомобили. На втором месте в рейтинге торговых партнеров США стоит Китай – 528,4 млрд долл. – 14,7% оборота США (в 2011 г. – 503 млрд долл.). Экспорт США в Китай составил 103,5 млрд долл., импорт из Китая – 424,9 млрд долл. С этой страной США имеет гигантский дефицит, не сравнимый ни с одной страной мира. Поставляют США в Китай сою, хлопок, металлы, авиатехнику и автомобили, импортируют телекоммуникационное оборудование, мобильные телефоны, компьютеры, детали и узлы, видеоигры, игрушки, одежду и обувь.
Таблица 7.2. Товарная структура экспорта США в 2008–2012 гг., млн долл.
Код ТН ВЭД |
Наименование группы |
Экспорт |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
01–05 |
Продукты животного происхождения |
20 737,4 |
17 619,2 |
20 860,2 |
26 409,3 |
27 018,2 |
06–14 |
Продукты растительного происхождения |
62 280,1 |
51 716,6 |
58 764,4 |
68 440,0 |
68 305,4 |
15 |
Жиры и масла животного и растительного происхождения |
4753,3 |
3503,8 |
4646,9 |
4977,2 |
4431,5 |
16–24 |
Готовые пищевые продукты и напитки |
28 426,3 |
27 696,8 |
31 905,2 |
37 843,6 |
38 956,5 |
25–27 |
Минеральные продукты |
85 419,7 |
60 056,3 |
88 786,8 |
139 645,1 |
145 993,9 |
28–38 |
Продукция химической промышленности |
141 894,4 |
129 174,7 |
149 257,1 |
161 050,5 |
154 540,0 |
39, 40 |
Полимерные материалы и каучук |
62 722,2 |
52 402,2 |
65 653,2 |
73 451,8 |
70 843,8 |
41–43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
4277,0 |
3202,6 |
4404,3 |
5103,4 |
4597,0 |
44–46 |
Древесина и изделия из нее |
6869,6 |
5519,5 |
7108,6 |
7943,3 |
7626,7 |
47–49 |
Целлюлозно-бумажные изделия |
29 641,7 |
25 938,1 |
30 377,9 |
32 770,4 |
29 888,0 |
50–63 |
Текстиль, текстильные материалы |
22 591,6 |
18 341,1 |
23 577,1 |
28 725,9 |
23 648,2 |
64–67 |
Обувь, головные уборы, зонты и прочие |
1358,9 |
1224,8 |
1410,4 |
1649,9 |
1108,7 |
68–70 |
Изделия из камня, керамика, стекло |
9156,7 |
7488,7 |
9324,0 |
10 212,0 |
9716,5 |
71 |
Драгоценные камни и металлы, изделия из них |
51 136,2 |
38 634,6 |
52 110,3 |
72 649,9 |
51 762,3 |
72–83 |
Металлы и изделия из них |
74 834,4 |
53 196,5 |
67 277,6 |
81 358,5 |
76339,6 |
84, 85 |
Машины, электрооборудование и механизмы |
365 323,0 |
278 039,7 |
333 975,5 |
364 075,9 |
277 525,4 |
86–89 |
Транспортные средства |
189 713,0 |
160 822,6 |
183 367,6 |
212 965,4 |
225 082,4 |
90–92 |
Инструменты и аппараты |
72 195,1 |
66 545,2 |
75 522,9 |
80 994,6 |
71 485,2 |
93 |
Оружие и боеприпасы |
3180,2 |
3434,3 |
3978,3 |
3812,2 |
3973,0 |
94–96 |
Разные промышленные товары |
18 223,8 |
15 126,2 |
16 810,7 |
18 020,9 |
14 972,6 |
97–99 |
Произведения искусства, антиквариат и прочие |
45 401,1 |
37 248,4 |
48 385,1 |
48 452,4 |
45 396,1 |
Экспорт товаров, итого |
1 300 135,6 |
1 056 932,0 |
1 277 503,9 |
1 480 552,1 |
1353 211,2 |
Источник: URL: ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/ved_us
Таблица 7.3. Товарная структура импорта США в 2008–2012 гг., млн долл.
Код ТН ВЭД |
Наименование группы |
Импорт |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
01–05 |
Продукты животного происхождения |
20 546,4 |
18 273,9 |
20 568,8 |
22 865,1 |
23 821,9 |
06–14 |
Продукты растительного происхождения |
26 615,9 |
24 830,8 |
28 144,7 |
34 901,0 |
38 431,1 |
15 |
Жиры и масла животного и растительного происхождения |
5292,1 |
3824,2 |
4374,7 |
6636,5 |
6036,3 |
16–24 |
Готовые пищевые продукты и напитки |
42 742,3 |
39 694,5 |
43 767,8 |
50 368,4 |
52 301,4 |
25–27 |
Минеральные продукты |
495 581,9 |
275 015,5 |
359130,7 |
462 344,7 |
407 644,2 |
28–38 |
Продукция химической промышленности |
159 662,1 |
138 899,5 |
157 585,8 |
179 141,9 |
183 604,3 |
39,40 |
Полимерные материалы и каучук |
56 151,8 |
43 850,9 |
56 716,1 |
67 396,4 |
70 041,7 |
41–43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
11 170,0 |
8845,1 |
10 835,9 |
12 126,8 |
13 059,9 |
44–46 |
Древесина и изделия из нее |
14 848,1 |
10 354,7 |
11 992,2 |
11928,2 |
13 619,5 |
47–49 |
Целлюлозно-бумажные изделия |
27 468,6 |
21 135,8 |
23 743,1 |
24 342,9 |
22 695,5 |
50–63 |
Текстиль, текстильные материалы |
95 906,8 |
83 219,4 |
95 452,5 |
103 942,3 |
103 204,6 |
64–67 |
Обувь, головные уборы, зонты и прочие |
23 029,6 |
20 525,9 |
24 575,4 |
26 977,4 |
28 102,6 |
68–70 |
Изделия из камня, керамика, стекло |
16 106,9 |
12 065,4 |
14 538,2 |
15 906,5 |
16 558,2 |
71 |
Драгоценные камни и металлы, изделия из них |
49 575,0 |
38 641,9 |
53 656,8 |
68 289,3 |
64 335,4 |
72–83 |
Металлы и изделия из них |
124 319,7 |
72 029,4 |
94 635,0 |
114 692,2 |
119 557,1 |
84, 85 |
Машины, электрооборудование и механизмы |
500 638,4 |
417 356,5 |
507 933,6 |
565 728,1 |
592 340,6 |
86–89 |
Транспортные средства |
220110,7 |
151 937,5 |
204 867,2 |
226 897,5 |
268 068,1 |
90–92 |
Инструменты и аппараты |
63 061,9 |
54 210,1 |
63 843,0 |
72 153,2 |
74 233,9 |
93 |
Оружие и боеприпасы |
2337,0 |
2797,4 |
2704,2 |
2616,4 |
3139,3 |
94–96 |
Разные промышленные товары |
73 728,9 |
60 481,3 |
71 264,1 |
71 431,2 |
76 360,6 |
97–99 |
Произведения искусства, антиквариат и прочие |
71 247,1 |
59 886,5 |
61 761,8 |
66243,2 |
73 879,0 |
Импорт товаров, итого |
2 100141,2 |
1 557 876,2 |
1 912 091,6 |
2 206 929,0 |
2 251 035,4 |
Источник: URL: ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/ved_us
Мексика занимает третье место с товарооборотом в 451,6 млрд долл, (в 2011 г. – 461 млрд долл.) – 12,5% товарооборота США. Экспорт в Мексику составил 175,2 млрд долл., импорт из Мексики – 276,4 млрд долл. Обе страны поставляют друг другу нефть и нефтепродукты и автомобили. Крупными статьями американского экспорта в Мексику являются кукуруза, электронно-вычислительные машины, авиатехника, соя-бобы. Из Мексики в США поступают телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, немонетарное золото, тракторы.
Япония является четвертым по значению партнером США. Товарооборот с Японией в 2012 г. составил 209 млрд долл, (в 2011 г. – 195 млрд долл.). Экспорт США – 64,6 млрд долл., импорт – 144,5 млрд долл. Соединенные Штаты поставляют в Японию кукурузу, пшеницу, авиатехнику, медицинскую технику и медицинские препараты, закупают в Японии пассажирские автомобили, части к авиатехнике, копиры, принтеры, тяжелое строительное оборудование. В числе крупнейших торговых партнеров США Республика Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, страны ЕС (табл. 7.4) [5].
Как уже было указано, торговля складывается для США с дефицитом. Наибольшее отрицательное сальдо в торговле в 2012 г. они имели (млрд долл.): с Китаем – 301,6; Мексикой – 102,8; Канадой – 82,6; Японией – 66,5; Германией – 52,3. Положительное сальдо у США было (млрд долл.): в торговле с Австралией (15,3), Нидерландами (15,1), Сингапуром (9,2), Турцией (9,2), Бельгией (8,5), Бразилией (6,9), Чили (5,3).
Таблица 7.4. Торговля США с основными торговыми партнерами в 2012 г., млрд долл.
Страна |
Экспорт |
Импорт |
Баланс |
Товарооборот |
США |
235,6 |
374,1 |
-138,5 |
609,8 |
Канада |
244,2 |
233,9 |
-79,7 |
568,1 |
Китай |
103,5 |
424,9 |
-321,4 |
528,4 |
Мексика |
175,2 |
276,4 |
-101,2 |
451,6 |
Япония |
64,6 |
144,5 |
-79,9 |
209,0 |
Республика Корея |
40,0 |
57,9 |
-17,9 |
97,9 |
Бразилия |
37,3 |
31,7 |
5,5 |
69,0 |
Тайвань |
21,8 |
38,7 |
-16,9 |
60,6 |
Индия |
19,0 |
40,0 |
-21,1 |
59,1 |
Россия |
10,0 |
29,0 |
-19,0 |
39,0 |
Прочие |
402,1 |
509,7 |
-107,6 |
911,7 |
Всего |
1353,2 |
2251,0 |
-897,8 |
3604,2 |
Источник: The Year in Trade. Operation of the Trade Agreement Program. P. 1–7. URL: usitc.gov/publications/332/pub4416.pdf
В разрезе географических регионов структура внешней торговли США не претерпевает существенных изменений. Наибольшая доля товарооборота по-прежнему приходится (%): на страны Америки – 46, Азии – 30, Европы – 17, Африки – 3. Более 57 внешнеторгового оборота США приходится на государства АТЭС.
Большую роль в развитии экономики и внешней торговли США играет их участие в Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА, NAFTA), соглашение о которой было подписано между Канадой, США и Мексикой и вступило в силу 1 января 1994 г. Основными целями НАФТА являются устранение барьеров на пути товаров, услуг и инвестиций, создание и поддержание условий для справедливой конкуренции.
Интеграция в рамках НАФТА способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики стран-участниц. Внутризональный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Канады и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг и в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Определенные проблемы развития этой группировки связаны с асимметричностью потенциалов ее участников: на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран. К проблемным сферам можно отнести слабую интенсивность двусторонних экономических отношений по линии Канада – Мексика, перенос значительного объема производственных мощностей из США в Мексику и связанное с этим сокращение рабочих мест в самих Соединенных Штатах, нелегальную эмиграцию из Мексики в США и Канаду, вопросы защиты интеллектуальной собственности и др.
Главным направлением экспорта американских товаров являются страны Америки, на которые приходится около 55% общего объема экспорта. Доля стран Азии – 23%. Удельный вес Европы в американском экспорте составляет 22%, причем основная часть этого объема (более 80%) приходится на страны Евросоюза. Основные импортные закупки осуществляются также в странах Америки – 45%, Азии – 36 и Европы – 20%. Доля стран Ближнего Востока (в экспорте – 3,9% и импорте – 4,6%) и Африки (2,2 и 4,2%) остается по-прежнему незначительной (рис. 7.1 и 7.2).
Рис. 7.1. Географическая структура экспорта США в 2012 г.
Источник: The Year in Trade. Operation of the Trade Agreement Program. P. 1–8. URL: usitc.gov/publications/332/pub4416.pdf
США сохраняют лидерство в международной торговле услугами. Объем американского экспорта услуг в 2011 г. составил 608 млрд долл, (рост на 59 млрд долл, по сравнению с 2010 г.), импорта – 429 млрд долл, (рост на 26 млрд долл.). В торговле услугами США традиционно имеет положительное сальдо – 179 млрд долл. Основное увеличение в экспорте услуг пришлось на группу "Другие коммерческие услуги" (на 22,5 млрд долл.). Также увеличился экспорт услуг за счет поступления роялти по лицензионным соглашениям (15,0 млрд долл.), доходов от пассажирских (5,8 млрд долл.) и грузовых перевозок (2,5 млрд долл.).
Рис. 7.2. Географическая структура импорта США в 2012 г.
Источник: The Year in Trade. Operation of the Trade Agreement Program. P. 1–8.
Основное увеличение в импорте услуг также пришлось на позицию "Другие коммерческие услуги" (13,4 млрд долл.), а также на услуги в области пассажирских (3,8 млрд долл.) и грузовых перевозок (3,3 млрд долл.), роялти и лицензионных сборов (3,1 млрд долл.) и туризма (3,6 млрд долл.).
Внешняя торговля Соединенных Штатов в значительной степени определяется мерами государственной политики. На современном этапе основные ее принципы сформулированы в документе, получившем название "Национальная экспортная инициатива", который представил президент Б. Обама в 2010 г. Стратегической целью Инициативы было провозглашено удвоение американского экспорта в течение ближайших пяти лет. Для этого были предусмотрены следующие меры:
• содействие малому и среднему бизнесу в развитии экспорта, в том числе путем оказания информационной и технической поддержки начинающим экспортерам, организации их обучения, подключения к реализуемым государственным экспортным программам;
• оказание поддержки на федеральном уровне путем увеличения объемов государственного экспортного кредитования с акцентом на нужды малого и среднего бизнеса, особенно в тех сферах, в которых экспортное кредитование по линии частных банков не имеет широкого распространения; увеличение экспортного кредитования по линии Экспортно-импортного банка США ("Эксимбанк");
• организация торговых миссий в зарубежные страны, в том числе возглавляемых представителями Администрации США;
• защита коммерческих интересов американских экспортеров, в том числе по линии Министерства торговли США;
• реализация на международном уровне скоординированной экономической политики в целях достижения мирового экономического роста; содействие макроэкономической стабилизации в мировой экономике, в частности с использованием механизмов "Группы 20"; содействие отдельным странам в изменении структуры экономического роста за счет увеличения внутреннего потребления и снижения экспорта; завершение Доха-раунда и заключение соглашения по Транс-Тихоокеанскому партнерству;
• снижение торговых барьеров на пути американских экспортеров за рубежом, открытие новых рынков, улучшение условий доступа на рынки промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции, эффективное обеспечение выполнения действующих торговых соглашений, усиление защиты коммерческих интересов американских экспортеров в целях обеспечения им равных условий на рынках зарубежных стран;
• активное привлечение иностранных партнеров к выставкам и ярмаркам в США и поощрение участия американских производителей в подобных мероприятиях за рубежом;
• содействие развитию экспорта услуг, в том числе через создание необходимых инструментов продвижения этого экспорта, с особым акцентом на рынки таких стран, как Китай, Индия и Бразилия[6].
Одна из ключевых ролей в реализации Инициативы отводится "Эксимбанку" США, который в условиях недостатка ресурсов у частных коммерческих банков продолжает активно наращивать объем своих операций. В 2011 г. Банк превысил рекордный уровень финансирования, одобрив 3751 обращение о предоставлении средств в виде займов, гарантий и страхования экспортных кредитов на сумму 32,7 млрд долл. (24,5 млрд долл, в 2010 г.). По оценке Банка, выделенные им ресурсы позволили создать 290 тыс. рабочих мест в 3,6 тыс. американских компаний и экспортировать дополнительную продукцию на сумму 41 млрд долл. [7]
На поддержку малого бизнеса было выделено 6 млрд долл., что также является наивысшим показателем за всю историю Банка. В поставленные задачи входит доведение ежегодного объема финансирования малого бизнеса до 9 млрд долл, к 2015 г. В качестве приоритетных направлений Банком выделено развитие торговли с девятью странами: Бразилией, Колумбией, Индией, Индонезией, Мексикой, Нигерией, Южной Африкой, Турцией и Вьетнамом (обратим внимание на то, что России в этом списке нет). На финансирование проектов в этих странах в 2011 г. было выделено 12,4 млрд долл, по сравнению с 3,8 млрд долл, в 2010 г. Банк оказывал поддержку развития американского экспорта авиатехники, в частности самолетов Boeing, проектам с участием американских компаний в области электроэнергетики, обустройства нефтяных и газовых месторождений, сооружения трубопроводов и нефтеперегонных заводов. Крупнейшим проектом в 2011 г. были инвестиции в модернизацию и расширение нефтеперерабатывающего завода в Колумбии.
США обладают одним из наиболее либеральных таможенных режимов ввоза товаров. Среднеарифметический импортный тариф составляет 3,5%, в том числе по сельскохозяйственным товарам – 4,7% и по промышленным – 3,3%. Средневзвешенный тариф находится на уровне 2,0%. На беспошлинный ввоз в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ) приходится 37% из 11 тыс. наименований позиций Гармонизированной таможенной номенклатуры США, на облагаемые пошлиной – 9%, на преференциальный ввоз в рамках Генеральной системы преференций США – 54% [8]. В 2012 г. в рамках преференций, предоставляемых развивающимся странам, в США беспошлинно было ввезено товаров на 20 млрд долл. Основными бенефициарами этого режима были Индия, Таиланд, Бразилия и Индонезия. С 2011 г. глобальными преференциями пользуются товары из 40 стран Африки южнее Сахары. В 2012 г. объем преференций составил 34 млрд долл. [9]
Большую роль в США традиционно отводят подведению многосторонней торговой системы под интересы американской экономики. Американская экономическая дипломатия на всех международных площадках активно продвигает вопросы либерализации международной торговли. В числе декларированных ключевых приоритетов США – скорейшее завершение Дохийского раунда ВТО. Вместе с тем, по общей экспертной оценке, именно позиция США, нацеленная на противостояние с крупнейшими развивающимися странами – Китаем, Индией, Бразилией, Индонезией в вопросах торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами, тормозит завершение переговорного процесса.
США активно используют ВТО как механизм защиты прав американского бизнеса в рамках ее арбитражных органов. К концу 2012 г. США выступили в качестве истца в 103 арбитражных спорах с различными странами и в 119 – в качестве ответчика, в 97 случаях – в качестве третьей стороны [10].
С начала 2000-х гг. одним из важных инструментов американской политики в области развития внешней торговли стало подписание соглашений о свободной торговле (ССТ) с разными странами и регионами. США имеют ССТ со странами ЦАФТА (входят Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа), Доминиканской Республикой, Республикой Корея, Австралией, Бахрейном, Чили, Колумбией, Израилем, Иорданией, Марокко, Оманом, Панамой, Перу, Сингапуром. Проверенным внешнеторговым механизмом является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Администрация Б. Обамы активно продвигает соглашение о свободной торговле на многостороннем уровне – в рамках переговоров о создании зоны свободной торговли – Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). Эту структуру в США видят в качестве еще одного механизма обеспечения расширения американского экспорта на быстро растущие рынки АТР. К концу 2013 г. под эгидой Соединенных Штатов проведено уже 14 раундов переговоров, в которых помимо США и старых членов ТПП принимают участие представители Новой Зеландии, Малайзии, Вьетнама, Перу. Партнерство открыто и для других заинтересованных стран.
В рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) США также поддерживают линию на либерализацию рынков товаров, услуг и капитала. В период своего председательства на форуме в 2011 г. США выдвинули ряд инициатив в следующих областях: усиление региональной экономической интеграции и расширение торговли; продвижение "зеленого" роста; развитие сотрудничества и достижение гармонизации и унификации в области внешнеторгового регулирования, снижение транзакционных издержек. США также активно поддерживают идею создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). С лета 2013 г. США инициированы переговоры с ЕС о формировании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (T-TIP), зоны свободной торговли между Северной Америкой и Европой.
Таким образом, новым элементом североамериканской повестки дня становится так называемый новый регионализм – развитие на новом более высоком уровне сотрудничества с отдельными регионами других государств и с самими государствами. Среди стратегических партнеров в этом направлении выделяются Китай, Бразилия, ЮАР, Индия.
Развитые отношения на межрегиональном уровне США имеют с Китаем, одним из своих главных торговых партнеров. В январе 2011 г. в рамках визита в США Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао главами внешнеполитических ведомств двух стран был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании по межрегиональному сотрудничеству, а регионами двух стран – многочисленные соглашения о взаимодействии, в том числе 18 – на базе отношений регионов-побратимов и 161 – городов-побратимов. Был также создан Американо-Китайский форум губернаторов, организаторами которого являются Национальная ассоциация губернаторов США и Китайская ассоциация дружбы с зарубежными странами. Цель форума – расширение экономического сотрудничества, установление прямых контактов на межрегиональном уровне, реализация визитов региональных лидеров, обмен опытом и идеями в различных сферах, в том числе торговли, инвестиций, энергетики, образования, окружающей среды.
Активно развивается взаимодействие на межрегиональном уровне между США и Бразилией. В апреле 2012 г. в рамках визита в США президента Бразилии Д. Руссефф был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании по поддержке сотрудничества на региональном и местном уровне, а в мае 2012 г. – меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества между американским округом Фултон, штат Джорджия, и бразильским штатом Баия. Данный документ создает условия для развития взаимодействия в различных областях, в том числе экономической и правовой сфере, туризме, здравоохранении, образовании, культуре и др.
Развитие "нового регионализма" выступает как продолжение поиска более эффективных форм регионального сотрудничества на всех уровнях в контексте мировых связей и в рамках процесса глобализации.
США принимают активное участие в формировании повестки дня и проведении заседаний "Группы 8" и "Группы 20", а также ОЭСР.
В рамках "Группы 8" основными для США являются два блока вопросов: содействие международному развитию, в том числе списание задолженности наименее развитым странам, повышение эффективности оказания помощи, помощь на цели развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности, ряд глобальных инициатив по борьбе с различными заболеваниями в развивающихся странах; продвижение торговли и инвестиций, включая расширение доступа на рынки для продукции из развивающихся стран и оказание помощи развивающимся странам на цели развития экспортного потенциала.
В рамках "Группы 20" США продвигают следующую повестку дня:
• обеспечение устойчивого и продолжительного роста мировой экономики, в том числе за счет увеличения глобального спроса, стабилизации налогово-бюджетной политики, проведения валютной политики, основанной на рыночных механизмах;
• осуществление реформы национальных финансовых систем путем повышения их транспарентности и усиления государственного контроля;
• борьба с глобальными вызовами: обеспечение мировой продовольственной безопасности, прекращение субсидирования производства ископаемых видов топлива, противодействие климатическим изменениям; борьба с коррупцией и т.п.